Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Психологические тренинги и семинары «Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании и алкоголизма» - повышение квалификации психологов

«Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании и алкоголизма» - повышение квалификации психологов

О тренинге: «Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании и алкоголизма»

От автора:
Мне хотелось передать коллегам простую, практичную модель работы с потенциально зависимыми личностями. Как показывает практика, лучшая профилактика – это социально ориентированная стабилизация личности. Почти все предложенные методики, напрямую, не касаются темы наркотиков. Данные психотехники помогают реализовать потребности личности, которые лежат в глубине психики и не всегда осознаются.

Но именно эти потребности, не находя реализации, приводят подростка к иллюзорной реализации, через психоактивные вещества.

Многие коллеги спрашивают: “Почему напрямую, сознательно нельзя дать подросткам объяснений той благородной цели, к которой их ведут через эти занятия (то есть наркопрофилактике)? Зачем заявлять, что это тренинг жизненных навыков, необходимых для послешкольной жизни?”

Позволю процитировать, как ответ на вопрос, одного из великих психотерапевтов своего времени Альфреда Адлера: «…И если вы для достижения своих конечных целей будете действовать прямо, глубоко, а не поверхностно, и если вы не будете просто ломать с ними комедию, то наверняка испытаете, что всё будет против вас, во всём постараются вас обмануть, всё попытаются от вас скрыть. Вы узнаете, что давно и глубоко одичавший человек всегда ненавидит того, кто хочет вырвать его из его состояния, и противостоит ему, словно, своему врагу…» (А. Адлер “Теория и практика индивидуальной психологии”)

Подхватилин Н.В.
медицинский психолог

Личностные особенности подростка

Нас будет интересовать старший подростковый возраст. Ведь именно в этом возрастном периоде осуществляется пристрастие большинства наркоманов.

В различных периодизациях он обозначается как старший школьный возраст или ранняя юность (14 -17 лет). Иногда его еще называют «возрастом принятия решений».

Судьба человека сильно зависит от того, что он думал, чувствовал, делал в старшем подростковом возрасте. Какая компания его окружала. Переход из школы во взрослую жизнь – один из ключевых моментов судьбы и именно этому периоду родители, и учителя должны уделять особенно пристальное внимание. Насколько готовы старшеклассники к ожидающей их "социализации", к вхождению в мир взрослых? Готовы ли подростки самостоятельно принимать решения, достаточно ли у них навыков, знаний и желания стать хозяевами собственной жизни, самим строить свою судьбу? Или они склонны избегать "взрослости" при помощи алкоголя, например, или искать помощи у наркотика?

Под понятием “личность” имеется в виду индивидуальное выражение совокупности психических качеств субъекта. О личности можно говорить и как об особом индивидуальном образе данного человека, в каком он воспринимается окружающими и в каком человек воспринимает самого себя. Личность зависит от врожденных задатков и от особенностей ее формирования, преимущественно в детском возрасте (по Фрейду и Пиаже, фундамент личности закладывается до 1,5-2 лет). С возрастом личность претерпевает изменения, специфические для каждого из возрастных периодов.

Что кроется за термином «формирование»? Совершенно простое слово – воспитание, т.е. целенаправленное, волевое воздействие с целью формирования необходимых человеческих качеств. Если отбросить ханжество, то воспитание - это насилие над личностью. А как назвать действия взрослых, которые заставляют ребенка делать вещи, которые ему делать не хочется? И, тем не менее, не все зависит от воспитания.

Развитие в 11-17 лет идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположенные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.»

В этот период школьники начинают вести дневники, составляют программы саморазвития, самовоспитания. Они стремятся ко "взрослым типам" проведения времени.

Ребенок впитывает образцы и эталоны "взрослости" и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому человеку. Не встречая такого отношения к себе, ребенок в наших глазах становится… "трудновоспитуемым", грубым. Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально "отпихивает" от себя людей, завоевывая себе "место под солнцем". А так как поблизости обычно оказываются близкие люди, то подросток начинает именно с них, не осознавая, почему он это делает. Он яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, потому что хочет жить чем-то своим.

Когда у ребенка наступает подростковый возраст, мудрые родители запасаются терпением. Так как ему хочется самостоятельности, то они стараются доверять ему какие-то важные дела и разговаривать с ним как бы на равных. "Как бы" на равных, не значит давать ребенку чувствовать, что с ним играют, а на самом деле продолжать «держать в узде».

Закономерен вопрос: «Каков же тогда выбрать способ общения, который бы оградил их интерес от наркотиков?»

Подростков интересуют не только психология взаимоотношений, но и психология сексуальных отношений. Гормональная перестройка организма особенно сильно стимулирует данный интерес. Обычно они друг перед другом хорохорятся, что все знают и все умеют, но на самом деле это не так. Спросите их, сколько длится половой акт. Типичный ответ мальчиков – "три – пять минут". Информация о том, что для девочек, психологически он длится "восемнадцать лет", непонятная новость. Парни не смеются, ждут объяснения.

Перед тем, как согласиться на интимные отношения, девушка думает, что может родиться ребенок и будет ли он красив, на что она будет жить и как она будет растить маленького… У нее это обязательно проносится в голове. Именно этим объясняется "несовременность" некоторых дам в подходе к "постельному процессу". Хорошо бы рассказать подросткам – не назидательно, а в "жанре" констатации фактов – о трудности излечения венерических заболеваний и о стоимости антибиотиков. Поверьте, иногда достаточно продемонстрировать одну таблетку стоимостью в тысячу рублей, чтобы настроение в классе кардинально изменилось.

Постоянно приходится слышать о том, что подростки такие-сякие: они-то и агрессивные, и невоспитанные, они старушкам место в автобусе не уступают. Но никто не хочет задуматься, отчего так происходит. В этот период у ребят идет гормональная перестройка в организме и потому они, просто очень быстро устают. Не стоит ругать подростка, который занял в автобусе сидячее место.

Кстати, помимо тех вопросов, о которых уже рассказано, подросткам задавались и такие: "Вы всегда пытаетесь объяснить то, что вам непонятно?" "Как вы поступаете, если не можете что-то объяснить?" Оказалось, что более 80% ответивших ребят хотят самостоятельно разбираться в возникающих вопросах, а вот собственные "познавательные стратегии" есть только у 17% опрошенных.

Самый обобщенный вывод, который можно сделать из этого исследования, неутешителен: "У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослеживается явная тенденция к несамостоятельности".

Аргументация необходимости психокоррекционного подхода на завершающей стадии формирования личности.

Все вышеперечисленное говорит о том, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности, потребности в самоанализе, специфичной для данного возраста. Появляется необходимость введения элементов психотренинга некоторых навыков, а также транслирования текущих изменений психологии общества в реальный процесс жизни. Если этого не делать, то (исходя из результатов опроса) около 68% подростков будут представлять потенциальную группу риска. Те личностные потребности, которые подросток не может реализовать в нормальном состоянии сознания, будут активно искаться в других состояниях сознания и нестандартных социальных группах.

Профилактика наркозависимости с позиции «Возрастной психологии», таким образом, включает в себя :

  • диагностику уровня предрасположенности к потреблению психоактивных веществ. Т.е. чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. больше нерешенных личностных задач – больше вероятная предрасположенность к наркотикам и наоборот.
  • выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя.
  • желательное сопровождение профилактики на всем протяжении подросткового периода, особенно в неблагополучных районах.

Обоснование выбора методов психокоррекционной профилактики наркозависимости.

Как уже говорилось ранее, подростков интересуют не «застывшие» знания в виде законов и правил, а живое, динамическое, находящееся в пределах досягаемости знание о реальной внутренней и внешней жизни. Для этих целей наиболее подходящими выглядят методы психодрамы, шаблоны НЛП (см. "НЛП. Нейролингвистическое программирование" - Психологический словарь), экзистенциональной терапии.

Возвращаясь к проблеме подростков и преподавания психологии, можно сказать, что данные шаблоны - это именно та, недостающая составляющая знаний и умений, которые востребуются подростками. По своей сути процессуальная психология предназначена для “копирования различных навыков” методом переструктурализации внутреннего опыта и управления им. То новое, что можно использовать в преподавании и психокоррекции, как метода наркопрофилактики - так это сам подход в подаче психологических знаний.

Можно рассматривать преподавание не как насаждение “незыблемых”, в данном случае психологических, знаний, а как психотерапевтический процесс в модели процессуальной психологии . Как мы знаем, эта модель предполагает отношение к проблемам человека как к недостатку психических навыков разрешить ее. И вся терапия, в сущности, сводится к развитию необходимых навыков путем обучения управлению своими психическими процессами для создания нового поведения.

Таким образом, на синтезе преподавания “психологии личности” в шаблонах процессуальной психологии можно реализовывать предлагаемый курс адаптационной психологии, который поможет разрешить личностные проблемы подростков при вступлении во взрослую жизнь. Основной особенностью данного курса являться способность изменять убеждения и намерения подростков в направления социально приемлемых форм бытия и развития.

 

Термины

Парамнезии

Парамнезии (paramnesiae; греч. para около + амнезия; синоним: ложные воспоминания, обманы памяти, псевдомнезии) — расстройства памяти, при которых возникают ложные или искаженные воспоминания, а также происходит смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Выделяют несколько типов парамнезий: псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии.

Психологический форум

Цитатник

Вот моя философия: зачем откладывать "на потом" лучшее самочувствие? Р. Бендлер