Раппорт

Справочник психолога

Под раппортом понимается доверительное взаимодействие, взаимопонимание и создание общего мира между двумя или более людьми.

Как правило, раппорт свойственен близким и хорошо понимающим друг друга людям. Уровни раппорта могут быть разными, и всё зависит от глубины взаимодействия и от длительности пребывания в раппорте. Под раппортом понимают особую атмосферу доверия, готовности к отзывчивости, взаимопонимания и помощи. Для хорошего раппорта характерно даже получение аналогичных чувств. Люди, находящиеся в раппорте, используют некий непонятный механизм внутреннего взаимодействия: даже на расстоянии они продолжают ощущать друг друга, вплоть до ощущения эмоций, переживаний.

…За раппортом стоит готовность человека воспринимать вас, доверять вам; иначе говоря, раппорт – это первая и обязательная часть психотерапии. Установление раппорта с разными людьми занимает разное время (от нескольких минут до нескольких недель).

В основе раппорта лежат два сочетающихся процесса: первый этап – присоединение, второй этап - ведение.

Присоединение предполагает ваше активное участие в создании раппорта с человеком, с которым вы взаимодействуете. Ваша активная роль направлена на то, чтобы ускорить наступление взаимодействия. Иногда вместо слова «присоединение» используют слово «отзеркаливание». Однако присоединение ни в коем случае нельзя рассматривать как формальное повторение другого человека. Это поведение, за которым стоит положительное намерение установить хороший терапевтический контакт, с помощью которого можно двигаться к цели, определяемой вами и пациентом. В жизни мы присоединяемся постоянно (мы киваем головой в тон говорящему, мы раскрываемся навстречу человеку, который идет к нам, широко раскинув руки…)

М. Гордеев

Раппорт - процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результате присоединения и ведения в общении.

В. Морозов

По мнению специалистов по НЛП, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным ( и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции и любой коммуникации. В отличие от обычного контакта раппорт можно определить как подсознательное доверие.

Раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и лёгкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи.

Раппорт – это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества.

С. Ковалёв