Детская нейропсихология

Справочник психолога

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (англ. child neuropsychology ) - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе . Возникла на пересечении нейропсихологии , детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии .

Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время становится самостоятельным направлением. Основополагающими для детской нейропсихологии являются следующие представления:
1) нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора;
2) актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.

Современная экологическая ситуация, особенности развития в возрасте до 7 лет в условиях резкого снижения моторной нагрузки, раннего освоения навыков чтения, счета и работы с компьютером нередко могут приводить к диссоциации между сохранностью неврологических функций и наличием функциональной незрелости головного мозга, которая может проявить себя в критические возрастные периоды или при возрастании функциональных нагрузок. Особую группу в работе детского нейропсихолога составляют дети с органическими поражениями мозга в период раннего нейроонтогенеза. Нейропсихологический анализ отклоняющегося развития детей позволяет выявить механизмы, лежащие в основе дезадаптивного поведения ребенка, несформированность отдельных функциональных звеньев, их атипичное или аномальное развитие. Раннее выявление причин и механизмов появления функциональных дефицитов в ц. н. с. позволяет адекватно и своевременно провести коррекцию.