Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Прикладная Кинезиология Физиологические основы и психологические теории эмоций. Управление стрессом.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Управление стрессом.

Эмоции присущи всему живому, порой они являются молчаливым, но выразительным "языком тела". Эмоции возникают тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация.

В психологии о природе эмоций не было единой точки зрения.

И.Ф. Гербарт и В. Вундт являлись представителями интеллектуалистической позиции. К XIX веку сформировалась психоаналитическая теория Джеймса – Ланге и Кеннона – Барда, затем теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Под диссонансом им понималось отрицательное эмоциональное состояние из-за противоречивой информации об объекте, т.е. дискомфортные эмоциональные переживания могут быть вызваны мыслями, словами. К когнитивному направлению относится и информационная концепция эмоций П.В. Симонова.

В настоящее время принято считать вторую сигнальную систему физиологической основой высших человеческих чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Экспериментальные исследования И.П. Павлова показали, что ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий мозга.

Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется физиология органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции. Излишняя интенсивность и длительность негативных переживаний может вызвать нарушения в организме и сформировать предпосылки к развитию разнообразных болезней, и, наоборот, под влиянием положительного эмоционального воздействия ускоряется процесс исцеления.

Эмоции и чувства выполняют не только функцию регуляции состояния органов, но и функциюрегуляции поведения человека в целом. А также являются определяющими в спонтанном инстинктивном поведении.

В результате филогенетического развития чувства и эмоции стали выполнять ряд специфических функций.

  • Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий.
  • Побудительная или стимулирующая – "эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него".
  • Переключательная – при конкуренции мотивов.
  • Приспособительная. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды.
  • Коммуникативная: мимика, жесты, интонация являются языком человеческих чувств.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение, вызывая эмоции. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния и деятельности человека, его поведения. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов.

К наиболее значимым эмоциям относят: аффекты, собственно эмоции, эмоциональный стресс.

Интересующей нас эмоцией является эмоциональный стресс.

Г. Селье полагал, что стресс не может рассматриваться только как отрицательное явление. Он различал две модели:

  • жизненный опыт на базе позитивных эмоций и созидательных действий – стресс,
  • жизненный опыт на базе негативных эмоций и деструктивных действий – дистресс.

Стресс характеризуется повышенной психофизиологической активностью с сохранением способности к контролю, либо подавлению эмоций. По преобладающему фактору воздействия и интенсивности стресс условно можно разделить на информационно-эмоциональный и эмоционально-физиологический.

Значительный вклад в науку состоит зачастую не в открытии нового факта или явления (фактов в биологических науках накоплено огромное количество), а в способе их нового понимания и истолкования.

Г. Селье - врач по образованию биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Международный институт стресса) в Монреале, крупнейший ученый-биолог, продолжающий традиции материалистического естествознания, идущие от Клода Бернара, И.М. Сеченова, И.П. Павлова. На протяжении почти полувека он разрабатывал проблемы общего адаптационного синдрома (ОАС). Его эпохальный вклад в психофизиологию заключался в том, что он сформулировал концепцию для объяснения эмпирических наблюдений и экспериментальных находок, которые дотоле не складывались в единую картину, а были разрозненными и потому необъяснимыми.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:

  1. активной (борьба или бегство: нападаю или убегаю) или
  2. пассивной (готовность терпеть, подавляя отрицательные эмоции).

Г. Селье говорит о том, что мы сами – часть природы и потому должны принять ее правила."…Я исхожу из того, как работает тело, вернее как оно должно работать… речь пойдет об оптимальной жизненной стратегии после рождения… Люди должны трудиться во имя цели, которая кажется им высокой…пока человек не вредит другим, он вправе вести наиболее естественную для себя жизнь…труд сам по себе есть важнейшая потребность живой материи"…"Я был слишком поглощен изучением сложных биохимических механизмов стресса и "болезней стресса" или "болезней адаптации" и не придавал серьезного значения психологическим соображениям подобного рода… к моему удивлению отступление в сторону от стресса как медицинской проблемы вызвали высокий интерес психологов, социологов, антропологов и даже священников различных вероисповеданий".

К идее "стресс без дистресса" ( см. "дистресс")Г. Селье пришел учитывая ранее известные факты: "эволюцию природного эгоизма живых существ, их потребности в безопасности и реализации мотивов, которые движут поведением, трудность выбора между удовлетворением ближайших потребностей и достижением отдаленных целей".

У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор. Он связан с оценкой ситуации. Жизненный опыт на базе позитивных эмоций и созидательных действий – это стресс. Жизненный опыт на базе негативных эмоций и деструктивных действий – дистресс. Это – две стороны процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в активации организма, готовности к нервному и физическому напряжению и требует значительных энергозатрат.

Когда механизм ОАС (общего адаптационного синдрома) нарушается, появляются психосоматические расстройства, что во многом проясняет взаимоотношения между психофизиологией и патологией стресса. Так, в Чечне был случай госпитализации 86 детей с симптомами отравления. Как выяснилось в результате медицинских исследований, симптомы были вызваны психогенным фактором, т.е. длительным воздействием угрозы для жизни.

На длительный стресс в организме в первую очередь откликается "стрессовая цепочка": гипоталамус – гипофиз – миндалевидное тело – чревный нерв – надпочечники – половые органы – желчный пузырь. В патологический процесс вовлекается вся высшая нервная система, а через нее - практически все внутренние органы. Стресс играет важную роль в повышении кровяного давления, сердечных приступов, язвы желудка и 12-перстной кишки ("стрессовые язвы") и различных душевных расстройств. Возникают так называемые психосоматические нарушения.

Синдром выживания Г. Селье определяет термином "биологический эгоизм". Как только живое существо появилось на свет, оно тотчас оказывается во враждебной среде. С этого момента и на протяжении всей жизни главной проблемой для него будет адаптация. К счастью, помимо инстинкта выживания в человеке есть потребность к самовыражению в социуме, в творческой работе, достижению своих целей – все эти мотивы в сочетании со многими другими обуславливают наше поведение.

Инстинкт самосохранения не обязательно вступает в конфликт с желанием помогать другим и быть востребованным в обществе. Альтруизм можно рассматривать как видоизмененную форму эгоизма, он устраняет пропасть между себялюбивыми и самоотверженными порывами. Г. Селье вводит термин "альтруистический эгоизм". Жажда достижений дает человеку радость жизни.

Умеренно выраженный стресс способствует активации творческого самовыражения: развивает внимание, его концентрацию, мышление, память и др. Он просто необходим при освоении новой информации, формировании профессионального навыка и сопровождает процесс обучения.

Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).

Вытесненные проблемы адаптации (дистресс) проявляют себя в повседневной деятельности как защитные механизмы. Происходит подавление негативных эмоций и "вытеснение" их в бессознательное (по З.Фрейду, К. Юнгу). Так возникают комплексы неполноценности, функциональная дислексия, болевое поведение, фобии, зависимости, навязчивость и проч. как продукт прошлого опыта.

Психология поведения в бихевиоризме и необихевиоризме: стимул-реакция, стимул – промежуточная переменная – реакция. «Промежуточная переменная» у гештальтистов (М. Вертгеймера, В. Келера и К. Кафки) есть сознание, точнее осознание (инсайт).

Наконец, когнитивная психология, которая изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знание, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Она изучает психические процессы познания мира – специфические и неспецифические; мышление, в том числе «творческое мышление», которое связано с «адаптивностью и структурностью», внимание, память, которая обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Согласно теории Р.Аткинсона, не забывается ничто, пережитый материал уходит в долговременную память, где и хранится вечно.

Существует много характеристик и качеств, которые составляют понятие «личность» как "целостное образование особого рода"… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Она неотделима от деятельности, узлы которой завязываются не только биологическими и духовными силами человека, а также системой отношений, в которые вступает субъект, иначе говоря, мотивы человека образуют ядро личности.

Деятельность, в свою очередь, связана с отношениями, потребностями, мотивацией и эмоциями, которые сопровождают практически любые проявления активности и определяют ее характер. В зарубежной психологии существует большое разнообразие теорий личности: бихевиоризм, психоаналитическая (динамическая), гуманистическая и др.

Ведущий принцип когнитивной и феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия ситуации в данный момент, т.е. выбор между «биологическим эгоизмом» (выживание) по Г. Селье и «альтруистическим эгоизмом» (творческая реализация). Выбор, свою очередь, зависит от самооценки, которая выполняет регуляторную и защитную функцию на основании общего адаптацтонного синдрома (ОАС). Защитные механизмы с одной стороны позволяют подавить тревогу, вытеснив в бессознательное «запретные влечения» и получив в награду «защитные нейропсихозы», вследствие чего рассматриваются как дезадаптивные и проблемные. С другой стороны, сублимация - «хорошая» защита, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые решения внутренних конфликтов. Другие защитные механизмы: вытеснение, отрицание, проекция, реактивное образование, рационализация, и др. являются психологической проблемой личности и задачей для работы психотерапевта.

Итак, Личность есть продукт адаптации индивида в среде обитания (социуме) в которой проявляется Индивидуальность как сумма врожденных и приобретенных качеств.

Дондик Л.П.


 

Термины

Микрокинезитерапия

Микрокинезитерапия - это уникальный метод лечения, выявляющий суть и причину заболеваний. Он не имеет противопоказаний и побочных эффектов. Сочетается со всеми другими методами в составе комплексной терапии любого заболевания. Позволяет снизить побочные эффекты медикаментозного лечения и длительность течения болезни.

Микрокинезитерапия рассматривает человека как целостный и саморегулирующийся организм. Любая болезнь развивается только в случае поломки систем, поддерживающих функции организма в оптимальном режиме.

Психологический форум

Цитатник

Истина - не здесь, не в словах.