Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Психологический словарь Модель мира (карта реальности)

Модель мира (карта реальности)

Модель мира (карта реальности) – уникальные знания каждого человека о мире, субъективная модель «реальности, построенная на основе неврологических, социальных и личных представлений, относительно которой человек эмоционально реагирует и строит своё мышление и другие познавательные процессы. А. Карибски первому принадлежат понятия «карта мира» и положение о том, что, кодируя реальность, человек создаёт собственное представление о мире, которое не исключает ошибок.

Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих «отсеивающую» функцию. В качестве фильтров отмечаются следующие элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы восприятия с входящими в них субмодальностями, обобщение, исключение, искажение, стратегии, метапрограммы, верования, критерии и идентичность.

В. Морозов

Модель – это удалённая, искажённая и обобщённая копия оригинала, следовательно, такого понятия, как завершённая модель, не существует. Модель – это не истина. Модель может только работать – или не работать.

Дж. О'Коннор

 

Термины

Ригидность

Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; недостаточная пластичность в психической деятельности и поведении, трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям, своего рода непроницаемость
(Н.Д. Левитов).

Под влиянием ригидности у личности усиливаются такие черты как консервативность, шаблонность. Ригидность может негативно повлиять на гибкость поведения человека, если условия, ситуации меняются быстро и неожиданно.

Психологический форум

Цитатник

Большую часть времени люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они пытаются сделать его «более реалистичным» или эффективным (работают с содержанием, оставляя структуру нетронутой). Это означает, что пока обновленное содержание остаётся стабильным, у клиентов всё в порядке – но как только они изменяют содержание, у них опять возникают проблемы. Р. Бэндлер, Д. Гриндер