Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Психологический словарь Модель мира (карта реальности)

Модель мира (карта реальности)

Модель мира (карта реальности) – уникальные знания каждого человека о мире, субъективная модель «реальности, построенная на основе неврологических, социальных и личных представлений, относительно которой человек эмоционально реагирует и строит своё мышление и другие познавательные процессы. А. Карибски первому принадлежат понятия «карта мира» и положение о том, что, кодируя реальность, человек создаёт собственное представление о мире, которое не исключает ошибок.

Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих «отсеивающую» функцию. В качестве фильтров отмечаются следующие элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы восприятия с входящими в них субмодальностями, обобщение, исключение, искажение, стратегии, метапрограммы, верования, критерии и идентичность.

В. Морозов

Модель – это удалённая, искажённая и обобщённая копия оригинала, следовательно, такого понятия, как завершённая модель, не существует. Модель – это не истина. Модель может только работать – или не работать.

Дж. О'Коннор

 

Термины

Катарсис

От греч. katharein - очищение. 
Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Форма эмоций: Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература. Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927

Психологический форум

Цитатник

Большую часть времени люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они пытаются сделать его «более реалистичным» или эффективным (работают с содержанием, оставляя структуру нетронутой). Это означает, что пока обновленное содержание остаётся стабильным, у клиентов всё в порядке – но как только они изменяют содержание, у них опять возникают проблемы. Р. Бэндлер, Д. Гриндер