Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи НЛП Проблемы воспитания. Психология подростков. (НЛП о разном...)

Проблемы воспитания. Психология подростков. (НЛП о разном...)

Не приносите долговременную мудрость
в жертву целесообразности.
( Г. Бейтсон)

Как гласит одна из базовых предпосылок НЛП - любое поведение продиктовано позитивным намерением.

Почти каждый человек, который сталкивается с этим провоцирующим высказыванием впервые, бывает по меньшей мере удивлен, а чаще всего возмущен. Память услужливо выдает список личных обидчиков, истории родных и знакомых, кровавые деяния тиранов всех времен и народов. Признать за ними право на позитивное намерение не позволяет чувство справедливости. Оставим, пожалуй, тиранов в покое, а вот персональные истории нам пригодятся.

Рассмотрим простой бытовой пример. Каждый, у кого есть дети, сталкивался или столкнется с проявлениями неряшливости подростков, когда родители не могут понять, что случилось с до сих пор милым покладистым отпрыском. Мятая одежда разбросана по всем комнатам, ребенок стал неряшливым, его невозможно загнать в ванную, а уж уборка в собственной комнате служит поводом для постоянных скандалов.

Родители обращаются к психологу с просьбой подсказать, как вернуть ребенка на путь чистоты и порядка.

И им невдомек, что их подрастающее чадо в этот период жизни руководствуется в основном инстинктами (генетическими программами). Его задача сейчас - занять свою территорию, в буквальном смысле слова "метить" ее своими вещами, обладающими индивидуальным запахом.

В переходном возрасте завершается процесс сепарации (окончательного отделения от матери). Неизбежно возникает вопрос границ и собственной территории. Наши любимые подростки, уже обладая силами, не обладают опытом и знаниями.

Хорошо, если родители прочитали умные книжки и, позволяя сложным трансформационным процессам идти своим чередом, с одной стороны не снизят уровень притязаний ребенка, а с другой - не позволят ему раствориться в пучине всемогущества и вседозволенности. Многим родителям хватило мудрости не настаивать на своем, а задаться вопросом, почему практически все проходят через подобные трудности. Значит, это для чего-то надо. И они дали своему ребенку ВРЕМЯ.

Что же происходит с теми, чьи родители не были столь рассудительны? Результатом негативного исхода подросткового периода можно считать человека с непростроенными границами или с границами, вынесенными за пределы дома.

А теперь посмотрим, что представляет из себя человек с непростроенными границами. Например, подросток с сенситивной акцентуацией. Ребенок поставлен в жесткие рамки, он не может бороться и не смеет отстаивать свои интересы. Такой ребенок (если это мальчик) неизбежно становится "хамелеоном". С одной стороны, он непроизвольно податлив и послушен, а с другой - произвольно хитер и себе на уме. Он хорошо понимает, что "приспособленчество" импонирует взрослым. А подавленная агрессия, которая неизбежно сопровождает этот непростой возраст, обязательно проявится, но в другом месте и в другое время. Если девочка будет выполнять все, что требует мама, то в результате сложатся отношения зависимости, ребенок будет безынициативным и не сможет себя защищать. А по мнению психоаналитика О. Ранка: "боязнь самоутверждения - это основная причина неврозов". Паталогический же исход чреват аутизмом.

Наш ребенок, поступая инстинктивно, делает наилучший выбор и для себя и для родителей, и к 21 году он окончательно определит индивидуальные территориальные и временные рамки.

Взрослые люди, читавшие эти строки, отмечали у себя смену настроения. Они возмущенно кивали, представляя беспорядок в комнате детей, а потом задумывались, вспоминая себя в этом возрасте, осознавая подростковый возраст как ценность, позволяющую максимально расширить свои горизонты, раскрыть потенциальные возможности, узнать предполагаемые пути прежде, чем был сделан окончательный выбор. И тогда незастеленная постель или огрызки около компьютера приносили в душу успокоение и понимание того, что все идет, так как надо.

Все дело в "рамке". В узких границах сиюминутных эмоций трудно разглядеть позитивное намерение даже самой невинной ситуации. Для того, чтобы научиться воспринимать любые жизненные ситуации в их целостности, задайте себе вопрос, а что было до?...а что будет после?... Что дал мне этот опыт? И вы подарите себе ВРЕМЯ... Вы поймете, что расширение "рамки" изменяет контекст, а это, в свою очередь, изменяет СМЫСЛ, давая место для появления позитивной составляющей опыта.

Тренерская группа
«Школы современной психотерапии»


Ссылки по теме:

«Что такое НЛП?»
«Проводится набор в группу «НЛП-Практик. НЛП-Мастер»