Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Влияние телевидения и компьютерных игр на психологическое здоровье дошкольников

Влияние телевидения и компьютерных игр на психологическое здоровье дошкольников

В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть: скованность, недостаточное развитие речи, сильная агрессивность и демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится: кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и выполнять неприличные жесты. Одним словом, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.
Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Но после занятий с психологом, становится ясно, что дело в другом. Просто содержание наших мультфильмов ускользало от их понимания, поэтому было и неинтересно. Когда же недоразвитие ребенка компенсируется, он переключается на отечественные мультфильмы и смотрит их с энтузиазмом.

Практически все эти с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. Так в чем ж дело?
Влияние СМИ очевидно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. Давайте рассмотрим отдельно каждое из вышеупомянутых поведенческих отклонений. Начнем с агрессии.
Вспомним «Покемонов» (в переводе с англ. «карманный монстр»). Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Явное сходство с забавами для взрослых – петушиные и собачьи бои. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань, позволяя себе испытывать удовольствие от того, что видит.

Что переживает ребенок смотря такой мультфильм? Естественно он идентифицирует себя с его героями, усваивая агрессивные модели поведения. Вы скажете, что в мультфильмах есть борьба со злом… Да... Богатыри побеждают драконов, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного. Но победив его, он не получает удовольствия от его гибели. Существует большое отличие традиционных сказочных мультфильмов от западных нового поколения. Почему происходит фиксация на агрессии?

К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде есть садомазохистский комплекс. И современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. Изменение личности происходит как раз в тот момент, когда покемоны уничтожают противников.

Дети, с одной стороны, ужасно застенчивы, а с другой стороны – дико себя ведут. Дети просто повторяют то, что видят на экране. Конечно герои мультфильмов не застенчивы, нет, это природа ребенка. Многие дети по натуре застенчивы. А поскольку герои мультфильмов ведут себя демонстративно, то чтобы подражать им, ребенку приходится переламывать себя и он идти вразнос.
Помните «Телепузиков»? Авторы этой передачи говорят, что использовали какие-то чрезвычайно передовые технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле это не так. Смысл ярких вставок совсем в другом – в приучении детей к экрану. Причем к приучению страшному, гипнотическому. Ведь экран светится, его мерцание человек воспринимает помимо своей воли. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют гипнотически на психику. В результате маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, заглатывая зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от экрана, а когда родители пытаются выключить «ящик», впадает в бешенство, истошно вопит, кидается в драку. Эта зависимость сродни наркотической!

За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять. И в общении с другими детьми у них возникают сложности.

Родители! Обращайте внимание на игры ваших детей, на тот поток информации, который льётся с экрана телевизора или компьютера. Необходимо, прежде всего Вам ввести цензуру на просмотр телепередач и компьютерных игр. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации. Интересуйтесь, какие игры ему нравятся, какие книги, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, почему? Если не Вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться со своими эмоциями.

Нейропсихолог Анна Шахова
Консультационный центр ФППМ ВШК