Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Логические уровни

Человеческий опыт представляет собой иерархически построенную систему. В нем нет места хаосу, случайностям. Восприятие и фиксирование превращения отдельных фактов в личный опыт подчиняются строгим закономерностям, называемым логическими уровнями. Данные закономерности имеют психологическую основу и впервые были четко сформулированы Грегори Бейтсоном. В НЛП (см. НЛП) эту идею предложил и развил Роберт Дилтс.

Логические уровни представляют собой стройную развивающуюся систему с определенными взаимосвязями и взаимозависимостью. Более глубокие уровни достаточно серьезно, значимо детерминируют предъявление человеком себя в окружающем мире и фактически могут являться не только основой для психологических проблем, но и источником ресурсов для их разрешения.

Уровни имеют вертикальное подчинение, очень часто вышележащий уровень определяет структуру нижележащего. Нейрологические уровни можно представить как систему, позволяющую проявиться личности в окружающем мире. Это ничто иное, как презентация личности, внутренняя организация ее психологических активов. Может быть удобнее представить логические уровни как кольцевую слоистую структуру. Причем чем ближе расположен слой к внешней стороне, тем более он подвержен изменениям, более ориентирован на окружающий мир, а чем глубже слой, тем он более статичен, более значим, важен, тем больше несет информации о сущности человека, представляя собой некий внутренний стержень.

Проблема человека также может быть разложена по определенным логическим уровням. Причем проявления проблемы могут встречаться на нескольких логических уровнях сразу, и поэтому, рассуждая о проблеме, локализованной на том или ином логическом уровне, мы обычно говорим о самом крупном, о самом глубоком уровне проблемы. Верхушка проблемы, например, находится на уровне ценностей, но вследствие этого ее проявления наблюдаются и на уровне способностей, и на уровне поведения, и на уровне окружения.

М.Гордеев

 

Термины

Экология

Экология – поддержание целостности взаимосвязей между индивидом и окружающим миром и динамического равновесия элементов в системе. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и её мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

В. Морозов

Психологический форум

Цитатник

Наша внутренняя сила зависит оттого, как мы оцениваем свое право быть достойным в этой жизни хорошего.

Луиза Хей