Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Логические уровни

Человеческий опыт представляет собой иерархически построенную систему. В нем нет места хаосу, случайностям. Восприятие и фиксирование превращения отдельных фактов в личный опыт подчиняются строгим закономерностям, называемым логическими уровнями. Данные закономерности имеют психологическую основу и впервые были четко сформулированы Грегори Бейтсоном. В НЛП (см. НЛП) эту идею предложил и развил Роберт Дилтс.

Логические уровни представляют собой стройную развивающуюся систему с определенными взаимосвязями и взаимозависимостью. Более глубокие уровни достаточно серьезно, значимо детерминируют предъявление человеком себя в окружающем мире и фактически могут являться не только основой для психологических проблем, но и источником ресурсов для их разрешения.

Уровни имеют вертикальное подчинение, очень часто вышележащий уровень определяет структуру нижележащего. Нейрологические уровни можно представить как систему, позволяющую проявиться личности в окружающем мире. Это ничто иное, как презентация личности, внутренняя организация ее психологических активов. Может быть удобнее представить логические уровни как кольцевую слоистую структуру. Причем чем ближе расположен слой к внешней стороне, тем более он подвержен изменениям, более ориентирован на окружающий мир, а чем глубже слой, тем он более статичен, более значим, важен, тем больше несет информации о сущности человека, представляя собой некий внутренний стержень.

Проблема человека также может быть разложена по определенным логическим уровням. Причем проявления проблемы могут встречаться на нескольких логических уровнях сразу, и поэтому, рассуждая о проблеме, локализованной на том или ином логическом уровне, мы обычно говорим о самом крупном, о самом глубоком уровне проблемы. Верхушка проблемы, например, находится на уровне ценностей, но вследствие этого ее проявления наблюдаются и на уровне способностей, и на уровне поведения, и на уровне окружения.

М.Гордеев

 

Термины

Дистресс

Дистресс - от англ. distress – горе, недомогание, истощение, нужда, обида. Автор - Г.Селье ( 1936 г .).

Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).

Жизненный опыт на базе позитивных эмоций и созидательных действий – это стресс. Жизненный опыт на базе негативных эмоций и деструктивных действий – дистресс. Это – две стороны процесса адаптации.

Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).

Дистресс проявляется как внутренний конфликт в процессе адаптации личности, являясь следствием низкой самооценки (надо быть послушным, удобным, больным), либо как естественная реакция на угрозу среды обитания.

Вытесненные проблемы адаптации (дистресс) проявляют себя в повседневной деятельности как защитные механизмы. Происходит подавление негативных эмоций и "вытеснение" их в бессознательное (по З.Фрейду, К. Юнгу). Так возникают комплексы неполноценности, функциональная дислексия, болевое поведение, фобии, зависимости, навязчивость и проч. как продукт прошлого опыта.

Психологический форум

Цитатник

Чтобы испортить отношения, достаточно начать их выяснять

Житейская мудрость