Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Публицистика У Бога нет национальности

У Бога нет национальности

Человек - это существо с перспективой стать богом
Сартр

Человек есть то, что он ест
Закон природы

Несть для Бога ни Еллина, ни Иудея
Послание к Колоссянам

Мы с тобой одной крови, ты и я
Вежливое приветствие в джунглях

За все нужно платить
Закон природы

"Великий русский художник Исаак Левитан родился в бедной еврейской семье…" Этой красиво-интернациональной фразе позавидовавшего Папы Мюллера из к/ф "Семнадцать мгновений весны" я сразу не поверил. Рефлекторно, как всему коммунистическому. Я тоже родился в еврейской семье, богатых уже не было. Мои родители, когда хотели обсудить что-то, не полагающееся моему сведению, переходили на мучительный идиш, я охотно ничего не понимал и убегал во двор играть в футбол, войну и шахматы, драться, меняться книжками и ругаться понятными русскими словами. Я был единственным еврейским мальчиком в округе, меня часто называли жиденком. Как я понимаю сейчас это вызывалось скорее моей национальной экзотичностью, чем природным антисемитизмом, но тогда намек на собственное отличие = неполноценность меня очень обижал. Папа часто обсуждал со мной еврейский вопрос, пытаясь научить меня гордиться моим еврейством, и видит Бог - я пытался. Но как-то так получалось, что все мои маленькие жизненные победы никак не были связаны с моей национальностью (а как я понимаю сейчас, с национальностью не были связаны и поражения). Я рос как Маугли среди волков, прекрасно владея волчьим языком и повадкой и БЫЛ волком.

В пятом классе моя дочка пришла из школы, горько рыдая.

- Что случилось? - спросил я.
- На до мной все смеются, аа-а-а-а…
- Почему?
- Я ношу пионерский галстук.
- А что, остальные уже не носят?
- Не носят.
- А что ты делаешь как пионерка? Заботишься о бабушках, собираешь металлолом, макулатуру?..
- Нет.
- Так зачем ТЫ носишь галстук?
- !! Папа, ну МНЕ ЖЕ НАДО ЧЕМ-НИБУДЬ ГОРДИТЬСЯ!!!

"Что есть у тебя, что не было тебе дано?" - прочитал я когда-то в Библии и понял тогда это как призыв к смирению: "Что есть у тебя, что не было тебе дано?". Позже я понял, что вопросительный знак не зря заканчивает это предложение и от того, есть ли у тебя что-то, что не было тебе дано и зависит качество твоей жизни. Собственно то, что не было тебе дано извне, а было создано тобой, именно создано и отдано, а не получено и передано, и составляет смысл жизни. Полноценная психическая жизнь - это творческий процесс, а творчество - это процесс создавания и отдавания. Гордость вообще - глубоко невротическая (читай - бессмысленная) эмоция, а уж гордиться тем, что было дано тебе извне - и вовсе нелепо. Красота, ум, способности, национальная принадлежность - даны извне. Они есть те "таланты", те возможности - которые мы должны наиболее полно реализовать, они, скорее - обязанности.

Но коли мне дано - я должен оплатить счета. Игнорирование собственных талантов и способностей выливается в невроз или психосоматику. Игнорирование своей национальной принадлежности чревато тем же. Чем же мы расплачиваемся за свою национальную принадлежность? И что она нам дает? На мой взгляд национальная принадлежность дает нам бесплатную идентификацию, расплачиваться за которую приходится отказом от самости. Опять выбирать!.. Сегодня я ощущаю себя по происхождению не евреем или белорусом, а могилевчанином, по вероисповеданию - агностиком, по социальному статусу - профессионалом. И все это не было мне дано. Я сам совершил выбор Родины, создал свою религию, убежал от "невыносимой легкости бытия". Мне нравятся мой город, моя страна, моя планетка. Я - землянин из Могилева. Считать себя волком или человеком - выбор все равно остается за Маугли.

Как показывает МОЙ жизненный опыт активное национальное самосознание имеет только одно осмысленное проявление - ксенофобию. Все остальные проявления национального самосознания столь же интимны и значимы, как проявления самосознания пищевого, стилевого, профессионального. Когда мы говорим о национальном достоинстве… Я понимаю о чем идет речь, когда обсуждается чувство собственного достоинства. Я знаю, чего я достоин, и те кто знает меня - знают чего я достоин. А как оценить достоинство нации? По валовому доходу на душу населения? По заслугам перед историей? По грехам перед ней? Так немцы породили философов и фашистов, французы - мушкетеров короля и гильотину, евреи - Христа и Иуду, русские - космонавтов и КПСС. Что перевесит? Кто на каком месте по очкам? У кого больше прав на национальное достоинство? Имею ли я право одновременно гордиться белоруской толерантностью и еврейской живучестью или и здесь придется выбирать. Но почему же такая альтернатива кажется мне абсурдной?..

Рубен Могилевский, врач-психотерапевт ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
Белоруссия, г. Могилев.


Другие статьи автора

Авторский форум: В гостях у папы

 

Термины

Псевдореминисценции

Псевдореминисценцииобманы памяти, заключающиеся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни больного. События прошлого выдаются за настоящее. При псевдореминисценции (иллюзии памяти) больные, рассказывая о событиях, происходивших в действительности, сообщают такие факты, которые не происходили вообще или же происходили, но в другое время и не имеют отношения к действительно происходившему.  Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни, излагаемые однообразно, обыденно, правдоподобно.

Псевдореминисценции наблюдаются преимущественно во второй половине жизни при различных по своему генезу органических заболеваниях центральной нервной системы. Например, при старческом слабоумии, корсаковском психозе.

Психологический форум

Цитатник

Hе тоpопитесь на встpечy с Богом, еще встpетитесь.