Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Человеческие возможности Жить творя и быть здоровым!

Жить творя и быть здоровым!

Почему не все люди достигают пика своих возможностей, что мешает их раскрытию?
Почему одни живут легко и их жизнь разнообразна, а другие напряженно преодолевают серую муть ежедневности?

На протяжении многих веков мы слышим легенды об удивительных фактах, на которые оказался способен человек:

– чудесные исцеления безнадежно больных

– предощущение своего будущего, счастливое избежание катастроф и других неприятностей

– расширение возможностей органов восприятия

– сверх-способности к счету, запоминанию

– возможности синестезии – ощущение музыки как набора цветовых комбинаций, возникновение звуков при просмотре разных изображений

– сверх-возможности тела – способность долгое время быть без воздуха или преодолевать другие немыслимые для обычной жизни ограничения и препятствия…

... и многие другие феномены, связанные с расширением обычных границ функционирования организма человека и освоением скрытых свойств его психики.

Что же мешает каждому из нас уверенно управлять своим здоровьем, простраивать эффективно свою деятельность, налаживать личную жизнь и жить в мире с собой,  людьми и окружающим миром? То есть, фактически творить чудеса малой мощности. Такие ежедневные будничные превращения действительности…

Давайте перечислим :  

  • отсутствие нужных знаний об устройстве мира и человеческого организма
  • социальные и религиозные табу на поиски информации
  • генетическая предрасположенность
  • врожденный психотип, который предполагает разные способы обработки информации и разный уровень энергетики, заложенный с рождения на проявление таких качеств человека  как воля, эмоция, физика и логика (описание данных психических функций человека по классификации Афанасьев см. в разделе "Психе-йога")
  • свойства нервной системы
  • форма и состояние тела
  • условия жизни человека, есть ли у него свободная энергия, здоровье и время для развития своих скрытых резервов

Что помогает достичь более высокого уровня возможностей?

  • существование веры в себя
  • огромная мотивация к росту своей личности
  • стремление к наиболее полной самореализации и желание максимально насыщенно прожить свою жизнь

Итак, как мы видим, помогают нам наши внутренние возможности, над которыми мы властны. А мешают некие внешние обстоятельства, с которыми мы вроде и не можем ничего сделать, но это только на первый взгляд.

Давайте рассмотрим более подробно каждое мешающее нам обстоятельство.

Отсутствие нужных знаний

Если мы нашли время услышать и прочитать про чудеса и феномены человеческой психики и сверхвозможности организма, то при большой мотивации можно задаться целью найти носителей знаний или первоисточники, где описано явление или как к нему прийти. Великий мистик и, как пишут очевидцы, маг Гурджиев тоже был когда-то маленьким мальчиком и все свои знания приобрел сначала, выискивая древние книги, потом путешествуя в поисках учителей-носителей знаний. У нас тоже есть шанс.

Социальные и религиозные табу

Сейчас в мире настолько пестрое смешение общественных строев, религиозных концепций и политических режимов, что при существующей мотивации можно выбрать уголок земли, где тебе станет более свободно для достижения своих целей.

Генетическая предрасположенность

Если начертить генеалогическое древо или генограмму любого человека, то можно будет сразу увидеть и ощутить колоссальную силу рода, стоящую за ним. Эти люди жили, творили, созидали, любили, боролись за жизнь и преодолевали трудности. И вся память их действий отложилась в генной памяти потомков. Одни стратегии вели к жизни и успеху и закреплялись как эффективные. Другие вели к поражению и часто к смерти, и в памяти потомков на такие шаблоны поведения накладывался запрет как на опасные. То есть, каждый человек уникален своим набором генной памяти, как совокупности определенных стратегий поведения в будничной жизни и в ситуациях стресса. И этот набор стратегий подсознательно управляет его поведением, а значит, определяет направление решения встающих задач.

В нашем примере мы хотим расширить возможности психики и стать обладателем какого-нибудь уникального свойства или умения. Как нам может помешать генетическая память? И как преодолеть такую помеху?

Земля стара. Все уже давно написано. Мы начинаем искать знания по теме. Находим их и прочитываем. Каждая новая информация, поступающая в мозг, это стресс. Так устроен мозг, что все новое он воспринимает как опасность. И тут у каждого человека включаются индивидуальные генетические стратегии, которые применял его род при опасностях. Чьи-то предки при нападении тигра активно отбивались от него, а чьи-то пассивно убегали и прятались.
Интуитивно действовал Александр Македонский при отборе воинов в свое войско. Воина внезапно ударяли сильно по плечу. Тех, кто бледнел при этом, браковали. Тех, кто краснел и был готов дать сдачи, принимали в войско. Так срабатывают на физическом и подсознательном уровне генетические программы.

Значит, способен переработать и усвоить новую информацию по теме будет тот, чьи предки были готовы к неожиданностям, терпеливому, настойчивому поиску и отработке нужных упражнений, проработке ошибок и готовности гибко менять свои взгляды на вновь открывающиеся закономерности устройства психики и ее взаимодействия с миром.
Например, вы вдруг начнете понимать, насколько здоров каждый идущий мимо человек и как на рентгене видеть состояние его внутренних органов. Одного это испугает и он больше не станет заниматься этими упражнениями, другого подтолкнет к еще более настойчивой работе над развитием данной способности.

Но даже тот, кто был напуган и остановился в развитии, может проработать свои генетические блоки и снять негативные установки генной памяти на развитие и применение своей новой способности. Для этого существуют различные психотехники и методы работы на базе системной семейной терапии, а дальше эффективно с этим может работать кинезиология и нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Любая генетически заложенная негативная стратегия поведения должна отработаться человеком с помощью специалиста на уровне тела (снятие телесных зажимов), подсознания (изменение негативных убеждений) и сознания (осознавание своих стратегий и мотивация на новый рост личности). Если же один из этих уровней будет забыт, то всегда найдутся вторичные выгоды больше не заниматься раскрытием своих резервов.

Психотипы

Есть множество различных типологий человека. В нашем варианте наиболее емко отвечают на все вопросы соционика и типология Афанасьева. Первая рассматривает, каким образом человек обрабатывает информацию, вторая – энергетическую наполненность его качеств воли, физики, логики и эмоции.
Одни психотипы предрасположены к раскрытию и исследованию нового и непонятного. Другим свойственней внедрять в практику уже известное, опробованное с успехом другими. Зная порядок своих функций и, соответственно, тонкие места , можно планировать свое развитие с опорой на уверенные базовые блоки.

Свойства нервной системы

Если у человека сильная нервная система, то он некоторое время втягивается в деятельность, а потом может долго и стабильно работать, не снижая концентрации внимания и не утомляясь. Когда нервная система слабая, то работоспособность снижается со временем и человек утомляется. Но при этом замечено, что такой человек, чтобы удерживать свое внимание и работоспособность, включает различные компенсационные способности. Подсознание ему подсказывает, как оптимизировать деятельность, чтобы быть способным продолжать работу. Здесь уже включаются резервы психики. То есть, люди со слабой нервной системой чаще подталкиваются жизнью к раскрытию своих дремлющих возможностей.

Форма и состояние тела

Есть такие врачи – остеопаты. Они настолько изучили взаимосвязь формы тела, положения его в пространстве и текущих личностных характеристик человека, что могут по его движениям и выражению лица определить, каков характер его сиюминутных проблем. Я как-то раз спросила знакомого остеопата: «Если вы видите, что у идущего по улице человека за проблемы и знаете, как ему помочь с помощью работы над телом, как же вы удерживаетесь, чтобы не сказать ему об этом?» На что он мне ответил: «Такое случалось со мной в первые годы работы, но синдром первокурсника уже прошел».
Тело – застывшая информация о родовых стратегиях поведения, о проблемах текущей жизни человека и о сиюминутном составе его мыслей и чувств. То есть, тело – это индикатор состояния сознания и подсознания. При прочих равных возможностях гармоничней развит человек, умеющий танцевать или работающий со своим телом другими способами, как йога, спорт или боевые искусства.
Попробуйте в течение дня держать позвоночник прямо. Вечером задумайтесь, что изменилось в отношении людей к вам? Что изменилось в ваших ощущениях по отношению к себе? Вы стали уверенней себя чувствовать? Думаю, что не ошибусь, если предположу, что люди с большим уважением стали прислушиваться к вашему мнению, и если у вас существовала неуверенность по какому-то вопросу, то она значительно побледнела. Это только маленький пример влияния нашего тела на эмоциональное состояние и, как следствие, на окружающих и решение проблем.

Условия жизни человека

«Нет времени, здоровья, места для занятий» – это примеры скрытых сопротивлений. Значит, у человека заложены такие убеждения, которые не принимают ничего нового из страха потерять стабильность. С этим тоже можно работать различными психологическими техниками. И тогда человек начинает находить сначала 10 минут, потом уже полчаса для себя, потом у него начинает получаться прислушаться к себе, своему телу, своим мыслям.
Есть такое маленькое, но мощное упражнение «Стоп». В течение дня внезапно говорите себе «стоп» и отвечайте на вопросы: «что я думаю?», «что я чувствую?», «что я делаю?».
Попробуйте. Часто ли вы разделяли эти понятия? Каково основное содержание ваших мыслей в течение дня? Что ощущаете в теле чаще и каков основной состав эмоций? Какое действие вам более всего присуще в течение дня?
Выпишите все свои выводы на бумаге. Подведите итог. Сегодня Ваш смысл дня был в этом итоге. А смысл жизни?
Карнеги говорил: «То, что ты думаешь, каждую секунду, и есть ты»
С осознавания себя как личности и начинается раскрытие своих резервов.

Влияние новых видов деятельности на изменение картины мира

Начать открывать себя как новую планету можно с обыденных тем. Например, автоводители сильно различаются по реакции, объему восприятия и быстроте принятия решений от обычного пешехода. Они попадают в мир бОльших скоростей, других габаритов (ответственность не только за границы своего тела, но и за границы машины своей и передвигающихся рядом) и правил. И это меняет их сознание. Они начинают предусматривать ситуации и обращать внимание на более мелкие детали общей картины движения.

Или возьмем дайверов. Эти люди в процессе дайвинга избавляются от страха воды, глубины, непривычного дыхания, включают резерв носа как клапана, иначе могут захлебнуться водой при попадании ее в маску. Они преодолевают страх открыть глаза в воде. То есть, вода как новая среда обитания уже влияет на их картину мира и способ в ней существовать. Аквалангист уже вряд ли утонет из-за внезапного накатывания на него волны и погружения на глубину. Он обладает навыками задерживать дыхание, сравнивать давление в полостях головы, чтобы избежать последствий разности давлений в воде и в воздухе.

Альпинисты. Они говорят, что тот, кто не боится высоты, первый кандидат на несчастный случай. Но они подготовлены к действиям на высоте. Они знают систему страховок, способы передвижения по осыпям и другим рельефам поверхностей. Они замечают много деталей погодных условий, поскольку в горах все происходит внезапно, и туман, и дождь..

Тот, кто катался на горных лыжах, зимой реже будет падать на льду. У него уже другая посадка тела, более устойчивая и натренированная на горных склонах.

На всех этих примерах мы видим, что люди не вдруг расширили свои возможности и приобрели новые качества характера, помогающие преодолевать, казалось бы, обычному человеку, опасные и сложные виды увлечений и деятельности. Но они к этому пришли через настойчивые занятия и огромное желание к постижению нового. 

Маленькое тестовое упражнение

Возьмите ярко красный и черный или синий небольшой предмет. Закройте глаза. Положите перед собой. Попытайтесь определить цвет предмета с закрытыми глазами, держа над ним ладонь. Получилось?

– Что вы чувствовали, когда держали ладонь? Тепло, холод, тяжесть, легкость, покалывание? Возникал ли цвет перед закрытыми глазами на внутреннем экране? Возникала ли форма предмета?
– Чувствовали ли вы форму предмета рукой?
– А может вы ничего не почувствовали? Может вы сейчас смеетесь и предполагаете розыгрыш? Что вам мешает сосредоточиться в этом случае на предмете и его цвете? Неверие во что? В свои возможности это почувствовать? В неверие, что информация о том, что это вероятно, правдива?

Большинство людей способно определять цвет и форму предмета кожным восприятием или радарным видением (механизм действует как у летучих мышей)
Попробуйте. Это только маленькое расширение безграничного сверхчувственного восприятия.

Но с него можно начать путь к своим сверхвозможностям.

Светлана Куралина
Психотерапевт
Факультет психолого-педагогического менеджмента
Высшей школы социально-управленческого консалтинга
Написано для журнала «Бизнес Ключъ» (Челябинск)

 

Термины

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - отставленная и/или затяжная патологическая реакция на исключительное по силе психического воздействия, степени угрозы для жизни (природная или техногенная катастрофа, боевые действия, преступное посягательство и пр.) или значимости утраты (смерть близких, разорение и пр.) с повторно вторгающимися в сознание представлениями, отражающими экстремальные события (см. флешбек), острыми драматическими вспышками паники или дисфории на фоне хронического чувства оцепенелости, эмоциональной отчужденности, ангедонии, избегания деятельности и ситуаций, напоминающих о травме.

Психологический форум

Цитатник

"Самое страшное в жизни не заботы, не бедность, не горе, не болезнь, даже не смерть, - а скука". Макиавелли