Движение ТИГЕЛЬ

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Процессуальная психотерапия Использование варгана в процессуальной работе

Использование варгана в процессуальной работе

Мы часто воспринимаем чувство ревности как нечто, что происходит с нами по чьей-то злой воле. Как будто неведомый мучитель всплывает из темных глубин бессознательного и начинает нас терзать. Иногда мы, как бы со стороны, можем видеть и даже удивляться тому, как непредсказуемо и явно он появляется и исчезает в сфере нашей эмоциональной и чувственной жизни.

С точки зрения процессуальной парадигмы такие сильные чувства как ревность, ярость, страх, душевная боль, гнев, депрессия имеют сновидческую природу. Соответственно работать с ними можно как с ночными снами или телесными симптомами. За гневом или ревностью стоят фигуры могучих союзников, которые могут мучить и терзать нас, причинять душевные страдания, пока мы не вступим с ними в схватку и не подчиним их себе.

Согласно Дону Хуану, союзник – это сила особого рода, мудрость нашего бессознательного, которая может помогать нам и направлять нас в жизни так, как не могло бы ни одно человеческое существо. В жизни союзник чаще всего проявляется в форме пугающего приступа, такого как внезапный телесный симптом, голос, галлюцинация, движение или как синхронистичность.

Вызов здесь заключается в том, чтобы не бежать от нашего «мучителя», а вступить с ним в схватку, одолеть его и забрать себе его силу, сделать его нашим мифическим союзником.

Мифический воин укрощает такого союзника, разгадывает секрет его вмешательства и превращает его в партнера, сразившись с ним. В соответствии с шаманской традицией воин готовится к этой битве, развивая способность противостоять неведомому и создавать щиты.

В процессуальных терминах, шаманский акт встречи с союзником выражается встречей с сильным сигналом или переживанием в незанятом (слабо осознаваемом) канале восприятия. Суть не в том, чтобы просто встретить и интегрировать переживание, а в том, чтобы привыкнуть к незанятому каналу и чувствовать себя в нем как дома. Тогда путь воина – это переключение туда и обратно между занятыми (осознаваемым) и незанятыми (слабо осознаваемыми) каналами восприятия.

Переключение в занятый канал может стать одним из «щитов воина», который он использует, когда чувствует, что слабеет.

Щит воина может быть полезен, но его нельзя получить в готовом виде. Это что-то, что вам надо развить ДО ТОГО как вы встретите союзника! Технику переключения можно развивать точно так же, как вы улучшаете свою физическую форму, бегая трусцой.

Основной исцеляющий метод одного из шаманов заключается в том, что он усиливал терзающие чувства и ощущения страдающего человека (в канале ощущений), пока тот не находил свою песню. Взаимодействие ощущений и музыки в этом случае происходит через перевод переживания острой боли в песню. Понятно, что переключение каналов и нахождение песни посреди великого смятения трансформирует состояние.

Простейший и самый эффективный прием смены канала состоит в переводе ваших переживаний из незанятого канала в занятый. Например, музыкант может попытаться «услышать» душащие его чувства или трудную проблему во взаимоотношениях, превратить их в симфонию и продолжать обрабатывать в аудиальном канале.

Игра на варгане может заполнить аудиальный канал и блокировать обычный внутренний диалог, вызвав измененное состояние сознания. Варганное звучание вызывает трансовые состояния двумя путями: оно либо останавливает внутренний диалог, либо переключает фокус внимания на ощущения, так как ритмы и музыку можно ощущать физически, а не только слушать. Так варганное обертональное звучание можно чувствовать через вибрации в различных телесных резонаторах – в легких, животе, спине, горле, гортани.

Привнесение осознания в мир союзника дает нашим разным частям возможность лучше узнать друг друга и может снять симптом. Внутри основных тонов проблемных областей заключены пространства обертонов, которые ведут к разрешению проблем.

Со сновидческой точки зрения, сильные чувства как и телесные симптомы представляют собой неспетые песни. Никакой телесный процесс не является "неправильным". Болезнь - это просто чемодан с нераспакованными музыкальными дарами.

Варганная обертональная игра позволяет прозвучать сильные чувства, дать «голос» союзнику, спеть его песню и забрать себе его силу. Такую работу можно делать на внутреннем, межличностном и групповом уровнях.

Использование варгана во внутренней работе

Прислушайся к своим чувствам, ощущениям, телесным симптомам. Разверни, усиль их. Начни звучать свое сильное чувство, ощущение симптома. Раскрой ощущения в звучании. Звучи обертона основного тона, погрузись в поля своих собственных вибраций.

Использование варгана в работе с клиентом

Замечай, звучи атмосферу вокруг клиента. Сновидь и звучи вторичные фигуры клиента. Это облегчит клиенту доступ к осознанию энергии своих вторичных фигур, поможет ему перейти через край. Создай варганным звучанием обертональную вибрационную ванну из голосов первичных и вторичных фигур. Искупай в ней симптом, сильное чувство клиента.

Использование варгана в групповой работе

Сновидь и звучи атмосферу в группе. Сновидь и звучи роли призраки в групповом поле.
Стяни в своем звучании все значимые роли, проявленные в групповом поле.

Позволь своей игре привнести в групповую атмосферу ритуальные ритмы. Пусть поляризованная группа соединится в ритуальном танце на более глубоком уровне.


Алексей Разумов. Апрель 2011

В заметке использованы материалы из книг Арнольда Минделла «Самостоятельная работа над собой» и «Сила тишины».

 



Warning: include(/home/u11741/centercep.ru/www/media/tish.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u11741/centercep.ru/www/templates/ja_purity/index.php on line 265

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u11741/centercep.ru/www/media/tish.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /home/u11741/centercep.ru/www/templates/ja_purity/index.php on line 265