Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Прикладная психология и психотерапия Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления.

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /home/u11741/centercep.ru/www/plugins/content/mosimage15.php on line 59

Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления.

Одному легче запомнить номера телефонов, другому -теорему из учебника геометрии, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером его восприятия мира, с типом мышления.

Условно людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие имперически («эмпириа» в переводе с древнегреческого – опыт, практика). Четче всего характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал логическая память, то есть не простое пассивное запоминание, а освоение, отбор по степени важности и переработка материала.

В проведенных недавно психологических экспериментах была разработана методика, по которой определяли тип мышления. Испытуемым, школьникам и студентам, были предложены тексты, составленные по схеме показанной на рисунке (это могла быть несколько переработанная глава из школьного учебника).

Image 

Сразу после чтения текста просили повторить то, что запомнилось. Уже при таком непосредственном воспроизведении материал, удерживающийся в памяти «теоретиков», был переработан: факты «разложены по палочкам», весь материал мысленно разделен на существенное и несущественное, установлены содержательные связи между отдельными частями текста. «Теоретики» лучше всего воспроизводили блоки 1,2,4,8,9,10.

У «практиков», как правило, выделено формально общее, они лучше всего воспроизводят факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Весь текст «практики» запоминают по частям, лучше всего остаются в их памяти блоки 1,3,5,6,7,9.

В ходе эксперимента исследовали, что сохраняется в памяти «теоретиков» и «практиков» после перерыва в несколько дней, несколько недель и, наконец, через 20 месяцев. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавались наводящие вопросы, теоретики даже после столь большого перерыва связно воспроизводили почти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описание. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам».

Очевидно, такого рода эксперименты демонстрируют заметные преимущества теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.  

Е.Иванова, Е.Заика

 

Термины

Цветотерапия

Цвет - это идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим и\или физиологическим) через эмоции как их характеристическое отношение. Это определение цвета может служить основой для создания междисциплинарного языка , которым пользуется цветотерапия, и вытекает из установленной античными учеными связи между цветом, краской и эмоциями, а также из константности отношения цвета к краске в устойчивых словесных оборотах и проведенной параллели между чувствами и цветом.

Психологический форум

Цитатник

Я заметил, что люди превосходно устроены. Мне может не нравиться то, что они делают, или им это может не нравиться – но они способны проделывать это систематически, снова и снова. Р. Бендлер