Мама, смотри! Божья коровка садится
на меня и садится. Садистка какая-то!
Аббревиатура НЛП расшифровывается как нейролингвистическое программирование, а воспринимается как нейролингвистическое манипулирование.
Байка на одном из тренингов: «Кто хочет, чтобы им манипулировали? – Никто! Кто хочет научиться способам воздействия на других, гипнозу? – Все!!!»
Программирование в обыденном сознании тождественно манипуляции, то есть воздействию на человека помимо его воли. Как часто хорошим продавцом мы называем человека, который ловко и быстро «впаривает» ненужный товар неискушенному покупателю, а эффективность рекламы оценивается степенью воздействия рекламного ролика. Каждый раз, возвращаясь домой с купленным непонятно зачем товаром, люди начинают бояться манипулирования их сознанием, опасаться того, что их «заставят» делать то, что они не хотят. Все это перерастает в страх потери контроля, что в психотерапии диагностируется как пограничное состояние психики. Так формируется негативное отношение к НЛП.
НЛП подобно любому бытовому прибору в хозяйстве. Например, нож – опасное оружие, но в то же время вы не сможете почистить картошку, нарезать хлеб, приготовить праздничный стол без этого простого бытового предмета. У каждого из нас есть по 3-4 ножа на кухне, и мы знаем, для какого вида домашней работы подходит каждый из них.
Так и НЛП может обогатить Ваше общение с людьми, ускорить карьерный рост, сохранить теплые отношения в семье и многое другое, но может стать средством банальной манипуляции. Все зависит от того, в чьи руки попадет это знание.
НЛП похоже на универсальные языки программирования. С их помощью можно быстро и эффективно решать конкретные текущие задачи. В тоже время, освоив все тонкости этого «языка», человек становится способным решать серьезные, глубокие задачи личностного роста, улучшения коммуникативных навыков, избавления от психосоматических заболеваний и т.д.
Бурно развивающиеся современные области бизнеса, такие как реклама, менеджмент, работа с кадрами, PR активно внедряют в свою повседневную практику понятия базового курса НЛП:
- вербальная и невербальная коммуникация,
- якорение,
- логические уровни, способы убеждения,
- субмодальности.
Несмотря на то, что все мы говорим на одном языке, именно авторы НЛП первые обратили внимание на индивидуальные особенности восприятия реальности, обработки визуальной, слуховой, чувственной информации, разработали методы преодоления связанных с этими различиями ограничений.
Если Вы общаетесь с человеком в системе элементов его восприятия, понимаете, каким он видит этот мир, вы можете донести до него необходимую ему информацию на его языке. Индивидуально организованный подход неизбежно приводит к увеличению объема продаж, улучшению рекламируемости товара, качественному изменению взаимоотношений с клиентами и партнерами.Богатова Л.А., Бондаренко И.Н.