Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи НЛП Основы НЛП. Каждый делает наилучший выбор из возможных в данный момент времени

Основы НЛП. Каждый делает наилучший выбор из возможных в данный момент времени

В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент. (Дж.О'Коннор).

Даже, если этот выбор кажется вам неудачным, важно проследить, какие новые убеждения сформировал данный опыт: ограничивающие и ухудшающие вашу последующую жизнь или наполняющие ее новыми целями и смыслами.

В нашей практической деятельности мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые требуют такого прояснения.

На прием приходит мужчина и жалуется на то, что новая работа предполагает наличие способности мыслить творчески и неординарно. Конфликт происходит из-за того, что прежняя работа состояла в основном из выполнения стандартных операций и поощряла педантизм. В настоящем, он, привыкший мыслить стереотипно, не может предложить что-то новое из-за опасения совершить ошибку. При малейшей попытке изменить ситуацию испытывает тревожность, а в голове возникают мысли о том, что все бессмысленно. Пытаясь вспомнить, были ли когда-либо случаи творческого отношения к какой-либо деятельности, он заметил, что ему проще мыслить схемами по заранее установленным правилам. Такой вид деятельности представляется ему правильным.

В результате нашей работы он сумел вспомнить, когда впервые испытал подобные ощущения.

…Они с мамой плыли летом на теплоходе. Стояла прекрасная летняя погода. Звучала музыка, все дети бегали по палубам, кидали хлеб чайкам, смотрели, как двигатель взбалтывает желтую волжскую воду! И только ему одному мама велела сидеть рядом на скамейке. Даже по прошествии стольких лет он, как и тогда в тот далекий летний, день пытался найти ответ на вопрос: почему он должен сидеть здесь, когда всем детям можно бегать по палубам? Это не правильно, это НЕ ПО ПРАВИЛАМ.

«Да», - согласился А.,- «с тех пор мне нравятся точные науки, где есть логика и предсказуемость. Я посвятил свою жизнь изучению правил».

В тот момент маленькому мальчику показалось, что взрослые знают какую-то тайну, золотое правило принятия единственно правильного решения. Стремление приобщиться к ней, разгадать ее помогло ему хорошо усваивать схемы, классификации, закономерности, не подвергая их сомнениям, а в дальнейшем хорошо окончить школу, выбрать профессию и какое-то время успешно справляться со своими обязанностями.

«Так вот, где я совершил ошибку!», - воскликнул А.

В обычной жизни нам свойственен поиск единственного правильного решения. И именно здесь на самом деле мы совершаем ошибку. В реальности ни одна жизненная проблема не решается однозначно. За нашим выбором всегда стоят особенности нашего поведения, окружения, способностей, убеждений и ценностей. На тот момент А. принял единственно возможное для него решение, которое бесконфликтно структурировало его отношения с окружающим миром. Постулат НЛП гласит, что каждый человек делает наилучший выбор из возможных в данный момент времени. Именно поэтому никогда не стоит корить себя за то, что в критической ситуации не нашлось идеального решения. Как часто «озарение» наступает через некоторое время в безопасной обстановке.

Наш мир не является постоянной величиной. Он изменился и потребовал от нашего героя открыться творчеству. Таким образом, сегодня А. сделал первый шаг на пути к познанию нового мира, который до сих пор не представлял для него ценности и интереса.

Наличие данной предпосылки в инструментарии психолога определяет стратегию его работы: в первую очередь прояснить все аспекты первого выбора. Если до сих пор вы не придавали этому большого значения, попробуйте выработать полезный навык - держать в голове как цель некое идеальное отношение «клиент – психолог», которое состоит в следующем:

  1. Клиент прав.
  2. Необходимо донести до него одну простую мысль: «Выбор, который он сделал, был единственно правильным на тот момент времени».
  3. Любой поступок – это не жизненная ошибка, а необходимый опыт.

Главная задача психолога – превратить любой результат в обратную связь. Тогда поведение обретает необходимую гибкость, смятение «нет выбора» заменяется на уверенность в том, что «выбор есть», а психолог получает большое количество направлений для дальнейшей работы, например:

  1. выяснить способы реагирования,
  2. найти незадействованные ресурсы,
  3. обсудить и осмыслить полученный опыт,
  4. помочь клиенту простить и принять себя,
  5. потренироваться в новых способах поведения (дать Домашнее Задание),
  6. расширить ролевой репертуар,
  7. сформировать образ будущего, где клиент уже обладает желанными способностями,
  8. и т.д.

2006-03-21

Бондаренко Ирина Николаевна
Богатова Лариса Анатольевна

Тренеры НЛП, преподаватели ФППМ ВШК, психологи-консультанты


 

Термины

НЛП (Нейролингвистическое программирование)

Нейролингвистическое программирование - (от греч. neuron жила, нерв + лат. lingua язык и греч. programma предписание) -  форма психотерапии, авторы Р.Бэндлер, Д.Гриндер (см. "Из Лягушек в Принцы").

В основе НЛП положено учение о структуре процесса общения, при отвлечении от содержательных аспектов.
Постулируется, что основным компонентом общения является модальность сенсорного канала (визуальная, аудиальная, кинестетическая) (см. репрезентативная система), в которой информация воспринимается и хранится в памяти.  Целью психотерапии выступает очистка доминирующего у индивида канала. Одним из основных психотерапевтических приемов НЛП является установка якоря (см. якорь): связывание некоторых состояний сознания индивида с определенными действиями психотерапевта, которое осуществляется по преимуществу в кинестетической модальности.

Литература: Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса;
Гриндер Д., Бэндлер Р. Вводный курс НЛП-тренинга.

Психологический форум

Цитатник

Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать.

Гёте