Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Нейропсихология Советы нейропсихолога.

Советы нейропсихолога.

Выполнение любого задания в начальной школе требует одновременного правильного функционирования различных навыков и умений.

Например, для написания диктанта ребенок должен:

  • воспринять информацию на слух
  • правильно ориентироваться на листе бумаги (отступить от полей; если это красная строка, то вовремя сделать перенос)
  • расположить элементы буквы и буквы в пространстве
  • следить за заглавными буквами и точками в конце предложений
  • параллельно проверять, нет ли орфографических ошибок
  • поддерживать нужный уровень концентрации внимания и работоспособности

Сложные взаимоотношения с учителем или тревога по поводу будущей отметки еще больше усложняют задачу.

Что разумно сделать в начальной школе для предотвращения будущих трудностей в учебе и невротических реакций?

В процессе нейропсихологического обследования мы выясняем, какие навыки у ребенка сформированы хорошо, а какие - пока не очень, и что является причиной его школьных неудач. Важно понять, как у ребенка функционирует память, внимание, мышление, выявить его индивидуальные познавательные особенности.

Как долго нужно заниматься с нейропсихологом?

Основная цель - чтобы ребенок научился самостоятельно работать над материалом, организовывать свою деятельность, проверять ошибки. Тогда необходимость в наших занятиях исчезнет. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше для всех - и для Вашего ребенка, и для вас. Длительность курса занятий и их частоту психолог обговаривает с родителями по результатам диагностической консультации.

Почему же этого не могут сделать в школе?

Школьное образование по определению не может быть направлено на одного человека, оно преследует совершенно другие цели. Мы же помогаем ребенку "научиться учиться" и делаем это не только согласно общим законам развития детской психики и мозга, но и опираясь на его индивидуальные особенности, способности, характер. Когда он освоит эти навыки, он сможет быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию, то есть делать именно то, что от него требует сейчас школа, затем будет требовать высшая школа, а затем и работа.

Как помочь детям учить уроки?

Оказывается, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее.

Эмоционально нейтрального материала быть не должно.

Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Взрослый при желании, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: "Посмотри, какое красивое слово, необычное, монументальное, странное, отталкивающее" и т.д.

В психологии известен так называемый "Эффект начала и конца". Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней.

Например, дать установку на запоминание: "Это необходимо запомнить!".

Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка. Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: много запомнилось и каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинам, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня - около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном.

При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30 уже известной.

Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.

На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.


Анна Шахова, нейропсихолог,
консультационный центр ФППМ ВШК
 

Термины

Псевдореминисценции

Псевдореминисценцииобманы памяти, заключающиеся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни больного. События прошлого выдаются за настоящее. При псевдореминисценции (иллюзии памяти) больные, рассказывая о событиях, происходивших в действительности, сообщают такие факты, которые не происходили вообще или же происходили, но в другое время и не имеют отношения к действительно происходившему.  Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни, излагаемые однообразно, обыденно, правдоподобно.

Псевдореминисценции наблюдаются преимущественно во второй половине жизни при различных по своему генезу органических заболеваниях центральной нервной системы. Например, при старческом слабоумии, корсаковском психозе.

Психологический форум

Цитатник

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Коко Шанель