Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Нейропсихология Советы нейропсихолога.

Советы нейропсихолога.

Выполнение любого задания в начальной школе требует одновременного правильного функционирования различных навыков и умений.

Например, для написания диктанта ребенок должен:

  • воспринять информацию на слух
  • правильно ориентироваться на листе бумаги (отступить от полей; если это красная строка, то вовремя сделать перенос)
  • расположить элементы буквы и буквы в пространстве
  • следить за заглавными буквами и точками в конце предложений
  • параллельно проверять, нет ли орфографических ошибок
  • поддерживать нужный уровень концентрации внимания и работоспособности

Сложные взаимоотношения с учителем или тревога по поводу будущей отметки еще больше усложняют задачу.

Что разумно сделать в начальной школе для предотвращения будущих трудностей в учебе и невротических реакций?

В процессе нейропсихологического обследования мы выясняем, какие навыки у ребенка сформированы хорошо, а какие - пока не очень, и что является причиной его школьных неудач. Важно понять, как у ребенка функционирует память, внимание, мышление, выявить его индивидуальные познавательные особенности.

Как долго нужно заниматься с нейропсихологом?

Основная цель - чтобы ребенок научился самостоятельно работать над материалом, организовывать свою деятельность, проверять ошибки. Тогда необходимость в наших занятиях исчезнет. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше для всех - и для Вашего ребенка, и для вас. Длительность курса занятий и их частоту психолог обговаривает с родителями по результатам диагностической консультации.

Почему же этого не могут сделать в школе?

Школьное образование по определению не может быть направлено на одного человека, оно преследует совершенно другие цели. Мы же помогаем ребенку "научиться учиться" и делаем это не только согласно общим законам развития детской психики и мозга, но и опираясь на его индивидуальные особенности, способности, характер. Когда он освоит эти навыки, он сможет быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию, то есть делать именно то, что от него требует сейчас школа, затем будет требовать высшая школа, а затем и работа.

Как помочь детям учить уроки?

Оказывается, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее.

Эмоционально нейтрального материала быть не должно.

Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Взрослый при желании, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: "Посмотри, какое красивое слово, необычное, монументальное, странное, отталкивающее" и т.д.

В психологии известен так называемый "Эффект начала и конца". Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней.

Например, дать установку на запоминание: "Это необходимо запомнить!".

Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка. Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: много запомнилось и каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинам, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня - около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном.

При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30 уже известной.

Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.

На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.


Анна Шахова, нейропсихолог,
консультационный центр ФППМ ВШК
 

Термины

Дистресс

Дистресс - от англ. distress – горе, недомогание, истощение, нужда, обида. Автор - Г.Селье ( 1936 г .).

Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).

Жизненный опыт на базе позитивных эмоций и созидательных действий – это стресс. Жизненный опыт на базе негативных эмоций и деструктивных действий – дистресс. Это – две стороны процесса адаптации.

Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив).

Дистресс проявляется как внутренний конфликт в процессе адаптации личности, являясь следствием низкой самооценки (надо быть послушным, удобным, больным), либо как естественная реакция на угрозу среды обитания.

Вытесненные проблемы адаптации (дистресс) проявляют себя в повседневной деятельности как защитные механизмы. Происходит подавление негативных эмоций и "вытеснение" их в бессознательное (по З.Фрейду, К. Юнгу). Так возникают комплексы неполноценности, функциональная дислексия, болевое поведение, фобии, зависимости, навязчивость и проч. как продукт прошлого опыта.

Психологический форум

Цитатник

Вот моя философия: зачем откладывать "на потом" лучшее самочувствие? Р. Бендлер