Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Нейропсихология Нам рекомендовали нейропсихологическую коррекцию, что это такое?

Нам рекомендовали нейропсихологическую коррекцию, что это такое?

Сегодня родители все чаще сталкиваются с трудностями при обучении детей в школе. С одной стороны, это связано со сложностью и насыщенностью школьных программ, с другой, важным фактором в возникновении трудностей у ребенка становится занятость родителей или особые проблемы адаптации ребенка в школе.

Однако, чаще всего в основе трудностей ребенка при овладении учебными навыками письма, чтения, счета лежит минимальная дисфункция (функциональная недостаточность) деятельности мозга. По данным министерства здравоохранения более 40% детей имеют минимальные отклонения в развитии, по данным министерства образования – более 80% учащихся нуждаются в индивидуальной помощи специалистов, имея трудности при обучении различной степени выраженности.

Специалисты отмечают, что в основном с трудностями в обучении и адаптации сталкиваются те дети, у которых наблюдались нарушения во время протекания внутриутробного периода развития, родов, в первые годы жизни, то есть тогда, когда формируется и организм в целом, и нервная система в частности. Родители этих детей замечают, что ребенку трудно сосредоточить внимание, запомнить стихотворение, или он вовсе отказывается рисовать, раскрашивать, лепить и т.д. Очень трудно бывает родителям принять тот факт, что ребенок в чем-то отстает от своих сверстников. К несчастью, частой реакцией на замечания педагогов и психологов детского сада или школы становится недовольство их «некомпетентностью». Явное или скрытое неудовольствие может проявляться и по отношению к ребенку.

Такое положение вещей только усугубляет и без того непростое состояние ребенка, уменьшая шансы на улучшение. Однако важно понимать, что многие трудности в обучении и задержка психического развития (ЗПР) могут быть скорректированы. Причем, чем раньше (по возрасту) начинается работа с ребенком, тем больше вероятность достичь успеха. Так что же делать, если врачи и педагоги отмечают задержку в развитии или трудности при обучении в школе?

Главное здесь - не отчаиваться. Ребенка необходимо обследовать, выявить причину нарушений и трудностей. Потом начинать работать под руководством специалиста-нейропсихолога. Как правило, работа с ребенком требует участия нескольких специалистов – врача-психоневролога, нейропсихолога, психолога, логопеда, коррекционного педагога. Наиболее точно выявить причины трудностей у ребенка и наметить мишени развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития позволяет нейропсихологическая диагностика. В процессе специально организованной игры или при выполнении ребенком различных заданий, по характеру ошибок и трудностей ребенка удается выяснить, что лежит в основе трудностей, какие звенья психической деятельности являются более зрелыми, а какие нуждаются в специальной стимуляции. Данные диагностики становятся основой для проведения с ребенком развивающих занятий.

Одним из современных подходов к развитию психических функций у ребенка (восприятия, пространственных представлений, памяти и т.д.) является сенсомоторная коррекция. Программа представляет собой специально подобранные двигательные упражнения и игры, которые способствуют гармонизации, стимуляции деятельности мозга, формированию психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее эффективна эта программа в работе с детьми 4-9 лет. В этом возрасте дети могут успешно заниматься в группах. В более раннем возрасте, как и в более старшем, необходим индивидуальный подход. Работа по коррекции развития ребенка требует большого желания, терпения и усилий как родителей, так и самого ребенка. Однако, эти усилия будут с лихвой вознаграждены. Если родители занимаются, играют с ребенком – это никогда не проходит бесследно, а если занятия продуманы и организованы – они принесут хороший результат в решении проблем обучения

 

Нейропсихолог Анна Шахова
Консультационный центр ФППМ ВШК

 

Термины

Субмодальности

Репрезентативные системы являются модальностями, то есть способами восприятия окружающего мира, а субмодальности – качеством восприятия, определяющим наше отношение к нему.

… «Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга . Просто невозможно подумать о чем-то или восстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно не имело субмодальную структуру».

Психологический форум

Цитатник

Большую часть времени люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они пытаются сделать его «более реалистичным» или эффективным (работают с содержанием, оставляя структуру нетронутой). Это означает, что пока обновленное содержание остаётся стабильным, у клиентов всё в порядке – но как только они изменяют содержание, у них опять возникают проблемы. Р. Бэндлер, Д. Гриндер