Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Нейропсихология Нам рекомендовали нейропсихологическую коррекцию, что это такое?

Нам рекомендовали нейропсихологическую коррекцию, что это такое?

Сегодня родители все чаще сталкиваются с трудностями при обучении детей в школе. С одной стороны, это связано со сложностью и насыщенностью школьных программ, с другой, важным фактором в возникновении трудностей у ребенка становится занятость родителей или особые проблемы адаптации ребенка в школе.

Однако, чаще всего в основе трудностей ребенка при овладении учебными навыками письма, чтения, счета лежит минимальная дисфункция (функциональная недостаточность) деятельности мозга. По данным министерства здравоохранения более 40% детей имеют минимальные отклонения в развитии, по данным министерства образования – более 80% учащихся нуждаются в индивидуальной помощи специалистов, имея трудности при обучении различной степени выраженности.

Специалисты отмечают, что в основном с трудностями в обучении и адаптации сталкиваются те дети, у которых наблюдались нарушения во время протекания внутриутробного периода развития, родов, в первые годы жизни, то есть тогда, когда формируется и организм в целом, и нервная система в частности. Родители этих детей замечают, что ребенку трудно сосредоточить внимание, запомнить стихотворение, или он вовсе отказывается рисовать, раскрашивать, лепить и т.д. Очень трудно бывает родителям принять тот факт, что ребенок в чем-то отстает от своих сверстников. К несчастью, частой реакцией на замечания педагогов и психологов детского сада или школы становится недовольство их «некомпетентностью». Явное или скрытое неудовольствие может проявляться и по отношению к ребенку.

Такое положение вещей только усугубляет и без того непростое состояние ребенка, уменьшая шансы на улучшение. Однако важно понимать, что многие трудности в обучении и задержка психического развития (ЗПР) могут быть скорректированы. Причем, чем раньше (по возрасту) начинается работа с ребенком, тем больше вероятность достичь успеха. Так что же делать, если врачи и педагоги отмечают задержку в развитии или трудности при обучении в школе?

Главное здесь - не отчаиваться. Ребенка необходимо обследовать, выявить причину нарушений и трудностей. Потом начинать работать под руководством специалиста-нейропсихолога. Как правило, работа с ребенком требует участия нескольких специалистов – врача-психоневролога, нейропсихолога, психолога, логопеда, коррекционного педагога. Наиболее точно выявить причины трудностей у ребенка и наметить мишени развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития позволяет нейропсихологическая диагностика. В процессе специально организованной игры или при выполнении ребенком различных заданий, по характеру ошибок и трудностей ребенка удается выяснить, что лежит в основе трудностей, какие звенья психической деятельности являются более зрелыми, а какие нуждаются в специальной стимуляции. Данные диагностики становятся основой для проведения с ребенком развивающих занятий.

Одним из современных подходов к развитию психических функций у ребенка (восприятия, пространственных представлений, памяти и т.д.) является сенсомоторная коррекция. Программа представляет собой специально подобранные двигательные упражнения и игры, которые способствуют гармонизации, стимуляции деятельности мозга, формированию психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее эффективна эта программа в работе с детьми 4-9 лет. В этом возрасте дети могут успешно заниматься в группах. В более раннем возрасте, как и в более старшем, необходим индивидуальный подход. Работа по коррекции развития ребенка требует большого желания, терпения и усилий как родителей, так и самого ребенка. Однако, эти усилия будут с лихвой вознаграждены. Если родители занимаются, играют с ребенком – это никогда не проходит бесследно, а если занятия продуманы и организованы – они принесут хороший результат в решении проблем обучения

 

Нейропсихолог Анна Шахова
Консультационный центр ФППМ ВШК

 

Термины

Способы моделирования. Генерализация (обобщение)

Генерализация (обобщение) – один из способов обучения человека: воспринимая мир в качестве конкретных ситуаций и событий, он делает вывод, который в последующем будет сопровождать его жизнь. Один раз научившись, он пользуется этим долгое время.

Примером патологической генерализации могут служить фобии. Один раз чего-то испугавшись в темноте, человек на всю жизнь сохраняет боязнь темноты.

Психологический форум

Цитатник

Идеальная ситуация – воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциированно, так, чтобы вы легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, которые их сопровождают. Р. Бендлер