Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Диагноз:«игромания»

Вот что думают об азартных игроках и их пагубной страсти специалисты. Татьяна Филиппова, психолог:

– Игромания, а правильнее будет говорить «игроманИя», условно является клинической проблемой, так как серьезно этим вопросом занимается узкий круг специалистов, и лишь они могут определить: является ли эта страсть симптомами болезни или же это ярко выраженная привычка.

КАК происходит втягивание в игру? Человек хочет испытать судьбу и надеется, что сказка войдет в его жизнь. Он верит, что сразу и много выиграет, и эту победу потом будет вспоминать много-много лет и рассказывать всем, насколько он удачлив. Выражение: «новичкам везет» основано на том, что тот, кто первый раз играет, четко знает, на каком результате ему следует остановиться, и, получая даже небольшой выигрыш, он его забирает и счастливый выходит из игрового зала.

Особенность игромании заключается в том, что человек теряет чувство меры, и даже понимая, что изготовители игровых аппаратов и владельцы игорных заведений не могут ему позволить выигрывать много и постоянно, он находит себе массу оправданий. Уравновешенный и благополучный человек не будет относиться к игровым аппаратам серьезно, тратить время и заработанные деньги на явно проигрышное времяпрепровождение. Частые посетители игровых автоматов – это люди, у которых есть либо проблемы в семье, либо неблагополучие на работе, либо серьезные личностные проблемы, требующие внимания психиатра.

Когда говорят об игре, всегда упоминают азарт. Азарт – функция правого (эмоционального) полушария мозга. Игроки же со стажем глубоко убеждены, что они могут просчитать выигрышную комбинацию, а вычисление – функция левого полушария мозга. Одновременно быть и азартным и качественно просчитывать комбинации физически невозможно, тем самым игрок, сам того не замечая, уходит за грань, перестает критически оценивать ситуацию. Он себя убеждает, что рано или поздно поймет логику машины и сможет угадать, когда именно нажать на кнопку, чтобы выйти из игрового зала миллионером.

На самом деле, игрок - просто заигравшийся ребенок, который потерялся в магазине игрушек. Эти люди перестают объективно оценивать действительность, с удовольствием рассказывают о своей «любимой игрушке», но агрессивно воспринимают любую критику или скепсис в отношении своего «хобби». Если такого человека принудительно оторвать от игры, он становится раздражительным, не может найти себе места, и только вернувшись к игре, он успокаивается и чувствует себя удовлетворенным и счастливым.

Выздоровление возможно, если к процессу реабилитации такого человека активно подключатся семья и друзья, ведь это и их проблема тоже, так как рано или поздно «игрок» обрастает долгами и все свободное время начинает проводить в своем «любимом игрушечном магазине», избегая общения.

Рекомендации:

  • обращение к специалистам (психиатру, психологу) за получением объективной информации о состоянии данного человека (может, это и не игромания вовсе!);
  • активное и долговременное включение «игрока» в дела семьи;
  • храните деньги и материальные ценности в банке, а не в домашних тайниках, чтобы не допустить «бытового воровства»;
  • следует чаще подчеркивать то, в чем данный человек успешен (игра на гитаре, знание репертуара кинотеатров, организация вечеринок);
  • предупредите родных и знакомых, чтобы «игроку» ни под каким предлогом не давали в долг.

Если ребенок под разными предлогами старается большую часть свободного времени проводить у компьютера (есть ведь и интернет-варианты азартных игр), в интернет-клубах, его часто видят у игровых автоматов, родителям следует незамедлительно проконсультироваться по этому вопросу с психологом. Если не принять мер, то через год после вовлечения в игроманию родители сами уже мало чем сами смогут помочь своему чаду. В этом случае надо найти предлог (например, профтестирование) и привести ребенка к специалисту.

02-11-2006 Анна Смирнова

 

Термины

Модель мира (карта реальности)

Модель мира (карта реальности) – уникальные знания каждого человека о мире, субъективная модель «реальности, построенная на основе неврологических, социальных и личных представлений, относительно которой человек эмоционально реагирует и строит своё мышление и другие познавательные процессы. А. Карибски первому принадлежат понятия «карта мира» и положение о том, что, кодируя реальность, человек создаёт собственное представление о мире, которое не исключает ошибок.

Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих «отсеивающую» функцию. В качестве фильтров отмечаются следующие элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы восприятия с входящими в них субмодальностями, обобщение, исключение, искажение, стратегии, метапрограммы, верования, критерии и идентичность.

В. Морозов

Психологический форум

Цитатник

Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.

Сальвадор Дали