Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Левши. Особенности развития мозга.

Левши. Особенности развития мозга.

Левши. Особенности развития мозга.

До 7 лет у ребёнка формируются разные типы мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • абстрактно-речевое,

в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность обобщать и строить систему обобщений. Ассоциативные процессы связаны с развитием функций самых сложных систем мозга – ассоциативных лобных и нижнетеменных , обеспечивающих общую стратегию функционального развития мозга.

Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, левой ноги и т.д., и передаёт информацию соответственно к левой ноге, руке, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ.

В нём находится речевой центр и переработка всей поступающей информации с помощью словесно-знаковых систем. В левом полушарии несколько речевых центров:

  • есть центр отвечающий за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении ребёнок понимает речь, может читать (но не вслух) и писать, но не может говорить.
  • другой центр отвечает за понимание речи. При поражении ребёнок может много, бессвязно говорить, правильно строить бессмысленные предложения. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, перебирая то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти.

Левое полушарие работает медленно.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ.

Схватывает картину мира целостно, включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ. Оно действует быстро.

Таким образом, левое полушарие - аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное. Для него свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правое полушарие - целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное. Эмоциональное. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ МОЗГА.

- Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции связанного с ним вида деятельности ( моторной, зрительной, слуховой) с левым полушарием и наоборот.

ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА.

  • Праворукие с ведущим правым глазом и ухом – это левополушарники
  • Праворукие с ведущим левым глазом и ухом - это правополушарники .
  • Праворукие с несовпадающими ведущим глазом и ухом - смешанный тип.
  • Левши – это правополушарники с функциональной ассиметрией.

Высокая праворукость указывает на повышенную активность левого полушария. Таким образом, ребёнок взаимодействуя с предметом правой рукой через мышечные и кожные ощущения, приводит в действие левое полушарие и анализирует предмет, устанавливает причинно следственные связи, предмет мысленно назван и включён в систему родственных предметов. Если же предмет находится в левой руке, то наоборот приходит в действие правое полушарие, т.о. происходит эмоциональное восприятие предмета, как целого без расчленения его на детали и классификации. Когда ребёнок просто стучит по манежу ему неважно какой рукой, а когда он начинает производить значимые для его жизнеобеспечения (ест, рисует), здесь важно.

Особенные трудности у переученных левшей в 10 лет. Когда написание букв начинает переходить в письменную речь. Переучивать поздно, т.к. уже сформировались в мозгу определённые функциональные связи, организующие процессы для правой руки.

Сломать их уже невозможно. У мальчиков количество нервных соединений между полушариями меньше.


Анна Шахова, нейропсихолог,
консультационный центр ФППМ ВШК
 

Термины

Катарсис

От греч. katharein - очищение. 
Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Форма эмоций: Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература. Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927

Психологический форум

Цитатник

Я заметил, что люди превосходно устроены. Мне может не нравиться то, что они делают, или им это может не нравиться – но они способны проделывать это систематически, снова и снова. Р. Бендлер