Левши. Особенности развития мозга.
До 7 лет у ребёнка формируются разные типы мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- абстрактно-речевое,
в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность обобщать и строить систему обобщений. Ассоциативные процессы связаны с развитием функций самых сложных систем мозга – ассоциативных лобных и нижнетеменных , обеспечивающих общую стратегию функционального развития мозга.
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, левой ноги и т.д., и передаёт информацию соответственно к левой ноге, руке, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ.
В нём находится речевой центр и переработка всей поступающей информации с помощью словесно-знаковых систем. В левом полушарии несколько речевых центров:
- есть центр отвечающий за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении ребёнок понимает речь, может читать (но не вслух) и писать, но не может говорить.
- другой центр отвечает за понимание речи. При поражении ребёнок может много, бессвязно говорить, правильно строить бессмысленные предложения. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, перебирая то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти.
Левое полушарие работает медленно.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ.
Схватывает картину мира целостно, включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ. Оно действует быстро.
Таким образом, левое полушарие - аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное. Для него свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.
Правое полушарие - целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное. Эмоциональное. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ МОЗГА.
- Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции связанного с ним вида деятельности ( моторной, зрительной, слуховой) с левым полушарием и наоборот.
ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА.
- Праворукие с ведущим правым глазом и ухом – это левополушарники
- Праворукие с ведущим левым глазом и ухом - это правополушарники .
- Праворукие с несовпадающими ведущим глазом и ухом - смешанный тип.
- Левши – это правополушарники с функциональной ассиметрией.
Высокая праворукость указывает на повышенную активность левого полушария. Таким образом, ребёнок взаимодействуя с предметом правой рукой через мышечные и кожные ощущения, приводит в действие левое полушарие и анализирует предмет, устанавливает причинно следственные связи, предмет мысленно назван и включён в систему родственных предметов. Если же предмет находится в левой руке, то наоборот приходит в действие правое полушарие, т.о. происходит эмоциональное восприятие предмета, как целого без расчленения его на детали и классификации. Когда ребёнок просто стучит по манежу ему неважно какой рукой, а когда он начинает производить значимые для его жизнеобеспечения (ест, рисует), здесь важно.
Особенные трудности у переученных левшей в 10 лет. Когда написание букв начинает переходить в письменную речь. Переучивать поздно, т.к. уже сформировались в мозгу определённые функциональные связи, организующие процессы для правой руки.
Сломать их уже невозможно. У мальчиков количество нервных соединений между полушариями меньше.
Анна Шахова, нейропсихолог,
консультационный центр ФППМ ВШК