Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Левши. Особенности развития мозга.

Левши. Особенности развития мозга.

Левши. Особенности развития мозга.

До 7 лет у ребёнка формируются разные типы мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • абстрактно-речевое,

в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность обобщать и строить систему обобщений. Ассоциативные процессы связаны с развитием функций самых сложных систем мозга – ассоциативных лобных и нижнетеменных , обеспечивающих общую стратегию функционального развития мозга.

Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, левой ноги и т.д., и передаёт информацию соответственно к левой ноге, руке, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ.

В нём находится речевой центр и переработка всей поступающей информации с помощью словесно-знаковых систем. В левом полушарии несколько речевых центров:

  • есть центр отвечающий за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении ребёнок понимает речь, может читать (но не вслух) и писать, но не может говорить.
  • другой центр отвечает за понимание речи. При поражении ребёнок может много, бессвязно говорить, правильно строить бессмысленные предложения. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, перебирая то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти.

Левое полушарие работает медленно.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ.

Схватывает картину мира целостно, включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ. Оно действует быстро.

Таким образом, левое полушарие - аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное. Для него свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правое полушарие - целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное. Эмоциональное. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ МОЗГА.

- Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции связанного с ним вида деятельности ( моторной, зрительной, слуховой) с левым полушарием и наоборот.

ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА.

  • Праворукие с ведущим правым глазом и ухом – это левополушарники
  • Праворукие с ведущим левым глазом и ухом - это правополушарники .
  • Праворукие с несовпадающими ведущим глазом и ухом - смешанный тип.
  • Левши – это правополушарники с функциональной ассиметрией.

Высокая праворукость указывает на повышенную активность левого полушария. Таким образом, ребёнок взаимодействуя с предметом правой рукой через мышечные и кожные ощущения, приводит в действие левое полушарие и анализирует предмет, устанавливает причинно следственные связи, предмет мысленно назван и включён в систему родственных предметов. Если же предмет находится в левой руке, то наоборот приходит в действие правое полушарие, т.о. происходит эмоциональное восприятие предмета, как целого без расчленения его на детали и классификации. Когда ребёнок просто стучит по манежу ему неважно какой рукой, а когда он начинает производить значимые для его жизнеобеспечения (ест, рисует), здесь важно.

Особенные трудности у переученных левшей в 10 лет. Когда написание букв начинает переходить в письменную речь. Переучивать поздно, т.к. уже сформировались в мозгу определённые функциональные связи, организующие процессы для правой руки.

Сломать их уже невозможно. У мальчиков количество нервных соединений между полушариями меньше.


Анна Шахова, нейропсихолог,
консультационный центр ФППМ ВШК
 

Термины

Ассоциация

Под ассоциацией подразумевается взгляд своими глазами, ощущения собственного тела, то есть такой способ восприятия реальности, когда субъект находится в состоянии «здесь и сейчас», на своем месте, когда он видит то, что происходит с ним, является объектом действия других. В этом состоянии человек может испытывать чувства, иметь ощущения, у него присутствует вкус, обоняние и многое другое.

Коротко ассоциацию можно определить как жизнь в своем теле.

М. Гордеев

Психологический форум

Цитатник

Модифицировать прошлые переживания действительно просто. Я хотел бы научить вас тому, что называю «кратчайшей терапией». Она хороша тем, что ещё и скрытая терапия Р. Бендлер