Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Основные этапы сенсомоторной коррекции при работе с детьми, имеющими психосоматические рассторйства

Основные этапы сенсомоторной коррекции при работе с детьми, имеющими психосоматические рассторйства

Одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов пренатального и раннего постнатального развития. Для преодоления имеющихся у них нарушений морфофункционального созревания мозговых структур, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из важнейших составляющих элементов такой работы является сенсомоторная коррекция, которая позволяет улучшить функционирование мозга и нервной системы в целом, что нивелирует психосоматические расстройства и повышает продуктивность протекания психических процессов.

Как и любой метод психокоррекции, данная методика включает в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап.

Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям. С помощью данной методики мы обнаружили у большинства детей с психосоматическими заболеваниями (такими, как: бронхиальная астма, хронический гастродоуденит, дискинезии желчевыводящих путей, некоторые виды сердечных аритмий и др.) функциональную недостаточность стволовых и диэнцефальных образований мозга, нарушения корково-подкорковых связей. Также было установлено наличие признаков запаздывания функционального созревания межполушарного взаимодействия и лобных долей мозга. Как правило, эти дисфункции влекут за собой повышенную астенизацию, инертность психических процессов, нарушения восприятия собственного тела, саморегуляции и развитие алекситимии. Диагностические данные используются не только как опора для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.

2. Установочный этап.

Цель данного этапа - создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений.

Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае еще и тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые "настраиваются" на известные им психологические приемы.

Таким образом, происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

3. Коррекционный этап:

- происходит осуществление коррекционного воздействия.

Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности (используются методика замещающего онтогенеза и некоторые телесно-ориентированные методы, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения и др.).

Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я. Сильным тонизирующим фактором является развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью преодоления патологических синкинезий, повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. В целях улучшения саморегуляции, произвольного контроля используются упражнения для развития динамического праксиса, различные игры с правилами, в т.ч. стоп-игры, ролевые игры. Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит опосредованно через улучшение функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля в сфере телесности.

4. Оценка эффективности коррекционной работы.

Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако родителям надо объяснить, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Кроме того, максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции показывает отсроченная проверка. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции.

Нейропсихолог Анна Шахова
Консультационный центр ФППМ ВШК

 

Термины

НЛП (Нейролингвистическое программирование)

Нейролингвистическое программирование - (от греч. neuron жила, нерв + лат. lingua язык и греч. programma предписание) -  форма психотерапии, авторы Р.Бэндлер, Д.Гриндер (см. "Из Лягушек в Принцы").

В основе НЛП положено учение о структуре процесса общения, при отвлечении от содержательных аспектов.
Постулируется, что основным компонентом общения является модальность сенсорного канала (визуальная, аудиальная, кинестетическая) (см. репрезентативная система), в которой информация воспринимается и хранится в памяти.  Целью психотерапии выступает очистка доминирующего у индивида канала. Одним из основных психотерапевтических приемов НЛП является установка якоря (см. якорь): связывание некоторых состояний сознания индивида с определенными действиями психотерапевта, которое осуществляется по преимуществу в кинестетической модальности.

Литература: Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса;
Гриндер Д., Бэндлер Р. Вводный курс НЛП-тренинга.

Психологический форум

Цитатник

В мире всего в достатке, он только того и ждет, чтобы вы решили ознакомиться с его несметными богатствами. Денег - гораздо больше, чем вы можете потратить. Людей - больше, чем вы встречали за всю свою жизнь. Радости - больше, чем вы можете себе вообразить. Если вы поверите в это, у вас будет все, что пожелаете.

Луиза Хей