Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Если ребенок левша….

Если ребенок левша….

Левшам приходится не просто в некомфортном для них праворуком мире. Особенно тем, кто в этот мир только вступает. С самого рождения левшей окружают предметы, которые приспособлены для правой руки. У левшей не остается выбора: приходится привыкать к неудобным, но необходимым вещам. Правда, примерно до 5 лет ребенку все равно, какой рукой пользоваться. Настоящие сложности начинаются со школы.

Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его однокашники не догадываются! Начнем с того, что сидеть за партой справа левше неудобно: сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левшу рекомендуется сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.

Зачастую родители и педагоги не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов.
Первый: рука расположена так же, как располагается рука праворукого человека при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой.
Второй: этот способ называется «инвертный». Лист бумаги по отношению к ребенку наклонен влево, кисть руки повернута в сторону груди. Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему.
Но научить леворукому письму полдела, у левшей возникают сложности с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках. Левши могут путать право и лево, верх и низ. В тетрадках левшей можно обнаружить немало удивительного. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу. Или начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек. Не слишком чтят левши знаки переноса и порой втискивают конец сова в строку или могут оставить полстроки пустой лишь бы не связываться с правилами.

Опытные педагоги считают, что нередко трудности у левшей вызывает чтение и математика из-за особенностей их пространственных представлений, зрительных и слухомоторных координаций. Например, освоив устный счет, леворукий ребенок может столкнуться с трудностями при письменных вычислениях в столбик. Хотя, конечно, эти трудности знакомы далеко не всем левшам.

Раньше проблема решалась просто: все дети должны писать правой рукой, леворукость – упущение родителей и неправильное развитие детской моторики. Самым упрямым школьникам на уроках письма приходилось сидеть с привязанной за спину рукой.
Только в 1980 году профессор Анатолий Чуприков заявил, что переучивать леворуких вредно. К его словам сначала отнеслись с недоверием, веь считалось, что писать левой рукой всего лишь странная прихоть. Профессор получи тысячи писем от левшей, они поддерживали и благодарили его. Через 5 лет во всех школах переучивать маленьких левшей запретили.

Однако, левшество не всегда подразумевает использование только одной рабочей руки – левой. Известны случаи так называемого «скрытого симметричного левшества», или амбидекстрии, когда дети равноценно используют и правую, и левую руку. Притом одна из них является ведущей так же, как глаз и ухо. Определить скрытое левшество могут только специалисты (нейропсихолог, логопед, дефектолог). А они полагают, что амбидекстрия не дефект. Поэтому нужно не переучивать ребенка, а помогать ему. Для этого существует целый комплекс специальных упражнений и специальные программы коррекции. Такие дети могут слабо учиться, не успевают решать задачи, хотя в житейских вопросах они могут проявлять выдумку и смекалку. Скрытое симметричное левшество можно выявить при обследовании, ребенку назначают занятия в коррекционной группе. После таких занятий дети успешно учатся, секрет в том, что межполушарные связи у амбидектров устанавливаются медленне, чем у других детей. К 14-15 годам разница фактически сглаживается, и тогда подросток может открыть в себе массу способностей. К сожалению, зачастую добиться успеха мешают ярлыки, приклеенные еще в младших классах.

Способы, которые помогают определить преобладающее левое или правое полушарие у ребенка.

  • Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Та рука, которая окажется сверху, для вас является ведущей.
  • Пронаблюдайте, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
  • Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу, пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее.
  • Возьмите карандаш. Выберите объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень смещается при закрытом левом глазе, он – ведущий, если при правом, то ведущий глаз – правый.

Выполняйте с ребенком различные упражнения: научите его копировать фигуры, воспроизводить их по памяти, различать среди других. Если левша начинает писать с правой стороны листа, то с левой можно провести вертикальную линию – «стартовую черту».
Родителям маленького левши следует с самого начала наладить контакт с педагогом, понять, поможет ли он школьнику в преодолении трудностей.

Чтобы ребенок не чувствовал своей оторванности от класса и не воспринимал леворукость как странность или даже болезнь, надо рассказать ему о его исключительности, объяснить, что не все дети используют левую руку как он. Расскажите, что среди леворуких людей много знаменитостей. Назовите ребенку их имена. Они тоже были левшами:
В числе знаменитых левшей – Юлий Цезарь, Жанна дАрк, Леонардо да Винчи, Наполеон, Уинстон Черчиль, английская королева Елизавета, Карл Великий, Роберт Шуман, Исаак Ньютон, Марк Твен. Леворуким был писатель Николай Лесков, написавший знаменитую повесть о Левше, подковавшем блоху.

 

Термины

Репрезентативная система

…Под репрезентативной системой подразумевается система восприятия кодирования информации, которую мы используем для репрезентации собственного опыта. Репрезентативные системы могут проявляться через язык человека. Любой опыт, полученный нами и имеющийся в нашем восприятии, можно воспроизвести с помощью лингвистических приёмов. Лингвистика служит для проявления и представления опыта человека.

М. Гордеев

Психологический форум

Цитатник

Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы

Житейская мудрость