Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, которого достиг индивид или группа. В качестве обьекта психодиагностики может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом. Оценка уровня психического развития, достигнутого индивидом или группой, на практике проводится для решения одной из следующих задач:
- Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
- Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
- Установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента.
- Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа закона и динамики его развития в прошлом.
- Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
- Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей.
- Определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы.
- Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, супруга и т.д.) и дальнейшего самообразования.
Перечисленные задачи являются общими для психодиагностики. Большинство из них должно решаться в дошкольных учреждениях и в школах при проведении соответствующей работы с детьми разного возраста.
Психодиагностика также предполагает:
- изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы. Для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показатели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младенцах и детях раннего возраста) развития,
- выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта – нормы – в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие ) сторону,
- психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций,
- определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы,
- получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.
Психодиагностика разных сторон жизни и деятельности производится с помощью научно проверенных методов исследования. К качеству таких методов предьявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность и надежность.
Что касается практики детской психодиагностики, то здесь должны применятьcя только валидные, точные и надежные методы, иначе возникает опасность получения недостоверных данный и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет пользователь метода.
При обследовании детей есть также требования морально-этического характера, которые обычно предьявляются к проведению психодиагностики.Главные из них следующие:
- Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.
- Психодиагностика детей может и должна производиться ( за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей.
- Только родители не лишенные по закону родительских прав, могут знать результаты психологического обследования своих детей. Психолог обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы родителей.
- Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов. Без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут быть основанием для определения судьбы ребенка.
- Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают.
С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых людей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.
Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей или взрослых, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику человеку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного человека.
Но это только одно из существенных замечаний, касающихся практики использования возрастных норм. Известно, что по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития человека. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые 3-5 лет.
Самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше. Это развитие зависит не столько от достигнутого уровня, сколько от способности человека к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития человека.
Самые большие трудности в практической психодиагностике возникают тогда, когда предметом психодиагностического и прогностического исследования становятся способности детей. Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как человек решает определенные задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.
Кроме того, способности развиваются, и перспективы их совершенствования имеются практически у любого здорового человека. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей человека, - это создание оптимальных условий для их развития. Нередко бывает так, что люди, обладающие даже более низкими показателями по психологическим тестам, например, вследствие того, что их в свое время плохо обучали и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро догоняют и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверстников. Всякая психодиагностическая методика, прежде чем ее применять и делать выводы, нуждается в апробации.
Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:
- Точное определение того качества или свойства, которое должно изучаться с помощью данной методики. Это определение нужно давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий, иначе мы не будем знать, что же на самом деле измеряет созданная нами методика, поскольку с самого начала она по определению будет невалидной.
- Подбор системы обьективных признаков, на основе которых можно судить о наличии и степени развитости у человека соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, т.е. данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим. Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.
- Разработка системы действий, практически представляющих собой процедуры наблюдения, сбора и обработки релевантных признаков.
- Разработка теоретических вопросов применения методики. Если, к примеру, такой методикой является текст-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, которая определяет их поведение во время эксперимента, и действий психолога.
- Проверка методики на валидность, точность и надежность.
- Проведение массового обследования людей при помощи данной методики с целью ее практической проверки, уточнения и получения возрастных норм.
Работа по созданию практических психодиагностических методик – это профессиональная, ответственная работа, требующая высокой квалификации.
Особенности применения различных психодиагностических методик. Например, в школе могут использоваться все методы психодиагностики учащихся, которые применяются в научно-исследовательской работе (если они соответствуют требованиям). Но многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, например, решение испытуемыми серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.
Каковы особенности практического применения каждого из названных психодиагностических методов? Основной инструмент психодиагностики – тесты. Их много и они разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные.
Калинина Л.В., психолог,
Италия