Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Особенности использования психодиагностических методов при педагогической работе с детьми

Особенности использования психодиагностических методов при педагогической работе с детьми

Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, которого достиг индивид или группа. В качестве обьекта психодиагностики может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом. Оценка уровня психического развития, достигнутого индивидом или группой, на практике проводится для решения одной из следующих задач:

  1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
  2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
  3. Установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента.
  4. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа закона и динамики его развития в прошлом.
  5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
  6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей.
  7. Определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы.
  8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, супруга и т.д.) и дальнейшего самообразования.

Перечисленные задачи являются общими для психодиагностики. Большинство из них должно решаться в дошкольных учреждениях и в школах при проведении соответствующей работы с детьми разного возраста.
Психодиагностика также предполагает:

  1. изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы. Для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показатели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младенцах и детях раннего возраста) развития,
  2. выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта – нормы – в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие ) сторону,
  3. психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций,
  4. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы,
  5. получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.

Психодиагностика разных сторон жизни и деятельности производится с помощью научно проверенных методов исследования. К качеству таких методов предьявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность и надежность.

Что касается практики детской психодиагностики, то здесь должны применятьcя только валидные, точные и надежные методы, иначе возникает опасность получения недостоверных данный и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет пользователь метода.

При обследовании детей есть также требования морально-этического характера, которые обычно предьявляются к проведению психодиагностики.Главные из них следующие:

  1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.
  2. Психодиагностика детей может и должна производиться ( за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей.
  3. Только родители не лишенные по закону родительских прав, могут знать результаты психологического обследования своих детей. Психолог обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы родителей.
  4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов. Без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут быть основанием для определения судьбы ребенка.
  5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают.

С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых людей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.

Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей или взрослых, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику человеку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного человека.

Но это только одно из существенных замечаний, касающихся практики использования возрастных норм. Известно, что по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития человека. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые 3-5 лет.

Самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше. Это развитие зависит не столько от достигнутого уровня, сколько от способности человека к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития человека.

Самые большие трудности в практической психодиагностике возникают тогда, когда предметом психодиагностического и прогностического исследования становятся способности детей. Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как человек решает определенные задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.

Кроме того, способности развиваются, и перспективы их совершенствования имеются практически у любого здорового человека. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей человека, - это создание оптимальных условий для их развития. Нередко бывает так, что люди, обладающие даже более низкими показателями по психологическим тестам, например, вследствие того, что их в свое время плохо обучали и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро догоняют и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверстников. Всякая психодиагностическая методика, прежде чем ее применять и делать выводы, нуждается в апробации.
Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:

  1. Точное определение того качества или свойства, которое должно изучаться с помощью данной методики. Это определение нужно давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий, иначе мы не будем знать, что же на самом деле измеряет созданная нами методика, поскольку с самого начала она по определению будет невалидной.
  2. Подбор системы обьективных признаков, на основе которых можно судить о наличии и степени развитости у человека соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, т.е. данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим. Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.
  3. Разработка системы действий, практически представляющих собой процедуры наблюдения, сбора и обработки релевантных признаков.
  4. Разработка теоретических вопросов применения методики. Если, к примеру, такой методикой является текст-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, которая определяет их поведение во время эксперимента, и действий психолога.
  5. Проверка методики на валидность, точность и надежность.
  6. Проведение массового обследования людей при помощи данной методики с целью ее практической проверки, уточнения и получения возрастных норм.

Работа по созданию практических психодиагностических методик – это профессиональная, ответственная работа, требующая высокой квалификации.

Особенности применения различных психодиагностических методик. Например, в школе могут использоваться все методы психодиагностики учащихся, которые применяются в научно-исследовательской работе (если они соответствуют требованиям). Но многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, например, решение испытуемыми серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.

Каковы особенности практического применения каждого из названных психодиагностических методов? Основной инструмент психодиагностики – тесты. Их много и они разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные.

Калинина Л.В., психолог,
Италия

 

Термины

Криптомнезии

Криптомнезии (искажения памяти) — тип парамнезии, при котором исчезают различия между происходившим в действительности и событиями, о которых больной услышал, прочитал или которые увидел во сне. В одних случаях все это вспоминается как происходившее в действительности с самим больным (ассоциированные воспоминания); в других — действительно происходившие события вспоминаются в качестве услышанного, прочитанного или увиденного во сне (отчужденные воспоминания). Криптомнезии встречаются при шизофрении, экзогенно-органических и старческих психозах.

Психологический форум

Цитатник

Истина - не здесь, не в словах.