Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Педагогика Проблема профессионального выбора агрессивных старшеклассников

Проблема профессионального выбора агрессивных старшеклассников

Выбор будущей профессии – один из важнейших шагов в жизни человека. Для успешной карьеры и удовлетворенности выбранным образом жизни необходимо, чтобы человек обладал личностными качествами, соответствующими выбранной им профессии, а так же чтобы у него не было качеств, которые являются «противопоказанными» для нее. С одной стороны, профессия должна соответствовать личностным особенностям человека, позволять реализовать ему свои возможности. С другой стороны, человек должен соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны профессии.

Одним из распространенных качеств личности является агрессивность. В данном исследовании ставилась задача выяснить, существует ли взаимосвязь между разными формами агрессии и профессиональными предпочтениями учащихся старших классов.

Испытуемыми выступили 73 подростка (58 юношей и 15 девушек) 15-16 лет, учащиеся 10-11 классов физико-математического лицея при МВТУ им.Баумана г.Москвы. Их будущая профессия связана с физикой и математикой, которые они углубленно изучают. Однако, им еще предстоит выбрать для себя наиболее подходящий факультет.

Для выявления агрессивности испытуемые обследовались с помощью опросника Басса-Дарки. Методика Басса-Дарки позволяет выделить следующие виды агрессии: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражительность, подозрительность, обида, чувство вины, а также индекс общей агрессивности и индекс общей враждебности. Затем с помощью опросника профессиональных предпочтений Дж.Холланда определялось, к какому типу профессии наиболее склонен каждый из испытуемых. Дж.Холланд выделяет следующие типы профессиональной деятельности: реалистический, исследовательский, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический.
Воспользовавшись «Психологическим справочником популярных профессий», который содержит более 50 описаний профессий наиболее популярных в настоящее время среди выпускников школ, были выбраны профессиограммы, составленные для специализаций, которые предлагают будущим студентам соответствующие кафедры МВТУ им.Баумана. Анализ этих профессиограмм позволил соотнести предлагаемые в МВТУ специализации с типами профессий по Дж.Холланду: инженер – реалистический, исследовательский; математик – исследовательский, конвенциональный; менеджер – предпринимательский, социальный; оператор ЭВМ – конвенциональный, реалистический; программист – исследовательский, конвенциональный; физик – исследовательский, реалистический.

Результаты тестирований были подвергнуты корреляционному анализу. Оказалось, что все рассмотренные типы профессиональных интересов личности не дают значимых или дают отрицательные корреляции со всеми видами агрессивности. Это означает, что у агрессивных подростков нет специфического выбора предпочитаемой ими профессиональной деятельности.

Было выявлено наличие значимой отрицательной корреляции между обидой и предпринимательским и артистическим типами деятельности. Известно, что обида и чувство вины достаточно типичны для старшеклассников, даже не демонстрирующих выраженную открытую агрессивность. Эти состояния связаны с процессами становления личности, определения ее ценностей и целей, уровня притязаний и т.п. Закрепившись как черта характера, эти состояния могут стать ограничительным фактором для будущего профессионального становления и успешного карьерного роста человека. Поэтому в подростковом возрасте необходимы специальные тренинги для снятия чувства вины и обиды. Планируется предложить систему таких тренингов для подростков в лицее и проследить динамику соответствующих показателей агрессивности, а также их предпочтений вида профессиональной деятельности.

Был проведен количественный анализ предпочтений подростками того или иного типа профессиональной деятельности по Дж.Холланду. Причем этот анализ проводился сначала для всех подростков, потом отдельно для тех, кто показал значимо высокие оценки по тесту агрессивности, и для тех, кто показал значимо низкие оценки по этому тесту. Результаты анализа приводятся в таблице.

Тип деятельности

Подростки

Агрессивные

Неагрессивные

Реалистический

11%

20%

10%

Исследовательский

41%

40%

42%

Социальный

4%

5%

4%

Конвенциональный

10%

5%

21%

Предпринимательский

10%

10%

8%

Артистический

11%

10%

12%

Смешанный

13%

10%

4%

Из таблицы видно, что самым выбираемым подростками данного лицея стал исследовательский тип деятельности. Среди выбравшей его группы примерно поровну агрессивных и неагрессивных детей. Ему соответствуют предлагаемые в МВТУ специализации «математик», «программист», «физик».

Агрессивные дети значительно реже выбирают конвенциональный тип деятельности, чем неагрессивные. Вместе с тем, для специализаций «математик» и «программист» конвенциональный тип указывается в профессиограммах как необходимый. Таким образом, эти специальности невозможно считать оптимально подходящими для группы подростков с выраженной агрессивностью. Среди выбирающих реалистический тип в два раза больше агрессивных детей, чем неагрессивных. Из предложенных специализаций реалистическому типу соответствует только одна – инженер.

Для учащихся данного лицея, у которых выражена агрессивность, может считаться подходящей инженерная специализация. Вместе с тем опрос показал, что сами они выбирают иные факультеты, не представляя, что с их личностными особенностями выбираемые профессии могут плохо сочетаться. Был сделан вывод: субъективный выбор подростками своей будущей профессии плохо связан с их объективными личностными характеристиками.

В типологии Дж.Холланда есть тип, для которого напористость и агрессивность являются желательными качествами – это тип предпринимательский. Соответствующие этому типу профессии – коммерсант, бизнесмен, биржевой брокер, менеджер и т.п. В настоящее время в МВТУ в рамках этого типа предлагается только одна специализация – менеджер, которая требует дополнительно высокой социальной ориентации. При этом социальный тип деятельности имеет самый низкий рейтинг выбора у всех групп учащихся лицея.

Полученные данные свидетельствуют о незрелости выбора значительной части обследованных подростков. Эта незрелость заключается в оторванности их внутреннего выбора от объективных характеристик будущих специализаций, которые станут их профессией. Необходимо проведение психологического тестирования уже при приеме учащихся в лицей с целью правильного профориентирования их еще до начала обучения.

Поскольку в настоящее время лицей отбирает детей только по принципу знаний и способностей в области физики и математики, можно сделать вывод о необходимости организации специальных психологических тренингов для агрессивных подростков, которые позволят снизить уровень агрессии и улучшить коммуникативные навыки.

Можно планировать также подобные тренинги для студентов 1 курса факультетов, которые готовят студентов по специальностям, не предполагающим агрессивность как желательное качество. Это является необходимым условием адекватной для выбранной профессии социализации молодого человека, условием его будущей успешности в выбранной профессии.

Необходимо продолжить исследование взаимосвязи агрессивности и успешности людей в разных сферах деятельности. Одним из практических результатов такого исследования может стать разработка более детальных рекомендаций по профориентации агрессивных подростков.

Кандидат психологических наук,
доцент, Губанов А.В.,
Зотова Л.Э.

 

Термины

Метамодель

Название «метамодель» происходит от слова «мета», что означает «сверх», «над», «за пределами». Следовательно, метамодель – это модель языка в языке. Она проясняет значение языка, используя для этого сам язык.

Метамодель состоит из тринадцати стандартов, разбитых на три категории:

Психологический форум

Цитатник

Вопрос всегда один: «Как именно это делает данный человек?» Подробный ответ на него объяснит вам всё, что нужно знать, чтобы научить человека, как вместо «этого» делать что-либо другое. Единственная причина, по которой он не делает чего-то более осмысленного, состоит в том, что он умеет делать только «это». Человек поступает так годами, поэтому это «нормально» – не замечается и не вызывает сомнений.