Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мир подростка

Возраст принятия решений

- Заставьте моего ребенка бросить пить!

С этими словами в кабинет психолога вошла крупная дама, за которой покорно плелся видный парень лет восемнадцати – двадцати. От него густо несло перегаром.

Психолог, на прием к которому пришла эта странная парочка, пригласил их сесть. Предложил рассказать, в чем дело. Парень не стал препираться с властной мамочкой, спокойно объяснил, что действительно запойно пьет горькую, неоднократно кодировался в разных клиниках, даже ездил в Феодосию к Довженко. Однажды после очередного кодирования писал подписку – мол, знает, что, выпив хотя бы каплю водки, сразу же умрет.

- Через полторы недели после подписки купил бутылку водки, – вспоминал он, – зашел в реанимационную приемную «Склифа», куда «скорые» подъезжают. Открыл бутылку, налил стакан, положил руку на звонок около двери и выпил.

- А зачем палец на звонке держал?

- Если б действительно умирать стал, позвонил бы, что б откачали, – спокойно пояснил 19-летнийалкоголик.

Судя по всему, его мало трогало то, что сидевшая рядом мама едва сдерживала рыдания. Оказалось, что она уже ходила с ним и к экстрасенсу, который долго водил по спине алкоголика какой-то железякой, потом сделал укол и сказал: «Выпьешь – умрешь». Парень сразу же после «сеанса» вразвалочку подошел к ларьку, взял бутылку пива и медленно ее «вылакал». Все это он подробно рассказывал психологу в присутствии мамы, у которой была одна цель в жизни – вылечить сына.

Психолог начал работать с ними. Вскоре выяснилось, что в подростковом возрасте мальчишка полюбил девушку, которая ответила ему взаимностью. Однако властная мама решила, что та девчонка - не пара ее сынуле-отличнику, которому еще рано думать «об этом». «Из лучших побуждений» – а какая мама действует «из худших»? – она разлучила молодых людей, сделав так, чтобы они расстались.

- Она запихнула меня в армию, – вспоминал парень на приеме у психолога, – хотя я вполне мог бы поступить в «бауманку», но тогда бы мы оказались со Светкой на одном курсе. Моя мать так невзлюбила ее, что убедила меня: только в армии из меня сделают «настоящего мужчину», а таких, как Светка, у меня еще будет много.

История эта закончилась так, как хотела мама: ее сын расстался с той девчонкой. И теперь, сам того не осознавая, …мстит матери – пьет горькую. И чем больше мама страдает и переживает, чем больше рыдает, тем с большим удовольствием он уходит в очередной запой. А про ту историю с девчонкой они, кажется, давно забыли.

Психолог рассказал мне об этом случае, объясняя, как сильно зависит судьба человека оттого, что он думал, чувствовал, делал в старшем подростковом возрасте. Переход из школы во взрослую жизнь – один из ключевых моментов судьбы и именно этому периоду, по мнению психолога, родители, и учителя должны уделять особенно пристальное внимание. Насколько готовы старшеклассники к ожидающей их «социализации», к вхождению в мир взрослых? Готовы ли подростки самостоятельно принимать решения, достаточно ли у них навыков, знаний и желания стать хозяевами собственной жизни, самим строить свою судьбу? Или они склонны избегать «взрослости» при помощи алкоголя, например, или искать помощи у наркотика? Для ответов на эти вопросы было проведено анонимное анкетирование школьников в Москве и Московской области. В опросе участвовали ученики выпускных и старших классов. Результаты этого анкетирования дают богатую пищу для размышлений и прогнозов. Психолог согласился познакомить читателей «Смены» с некоторыми ответами школьников и прокомментировать их.

Итак, вот часть ответов подростков на вопрос "Что вы знаете о жизни?":

- Я о жизни не знаю практически ничего

- Я знаю, что жизнь очень короткая и сложная, и непонятная, но прекрасная.

- Трудная штука, но интересная. Она мне нравится (пока).

- Я знаю, что жизнь очень трудна, сложна, к ней надо приспосабливаться, Чтобы выжить, надо крутиться в ней.

- Жизнь очень трудная вещь. В настоящую жизнь человек вступает после школы. У человека всегда лишь одна жизнь.

- Конечна. Периодична. Существование белковых тел.

- Жизнь штука сложная. Реальная жизнь заедает. Жизнь есть анализ умом окружающей среды.

- Непредсказуемая. Трудная или легкая – кому как повезет. Жизнь – любовь (это самое главное).

- Жизнь – это испытание человека на выживание. Жизнь – это наука, которую мы изучаем перед тем, как попасть в мир иной, более сложный. Жизнь – это расплата за что-то.

- Ненависть, обман, месть.

- Жизнь очень тяжелая. Иногда жить не хочется. В жизни хорошее – лишь любовь верная.

- Это трудная вещь, но это дар сверху.

- Знаю, что в жизни нужны друзья, которым можно довериться.

- Я знаю о жизни то, что жизнь не имеет границ, что люди в этой жизни существа временные и непонятные.

- Я знаю, что человек – больше, чем нечто органическое, что человек должен стремиться к совершенству, должен стремиться познать мир.

- Трудная, с крупными поворотами и сюрпризами.

- Я знаю о жизни мало: впереди неизвестность, жить надо сегодняшним днем.

- Жизнь довольно трудна и для того, чтобы выжить, надо иметь огромную силу воли и разум. Я знаю, что иногда она прекрасна, как награда за человеческое старание сделать из своей жизни рай.

- Жизнь – прекрасная штука. Она подчас трудна, иногда интересна и загадочна.

- Жизнь – отсрочка с того света.

- Я знаю о жизни не очень-то и многое: трудная, непонятная.

- Я знаю, что жить тяжело. Жить надо, раз она тебе дана. У меня нет уверенности, я не знаю, как хорошо сложить свою судьбу.

- Жизнь обижает нередко. Жизнь – это взаимоотношения между людьми.

- Я знаю о жизни: мир после школы отличается от нынешнего. Все относительно.

Психолог показал мне несколько диаграмм, построенных им на основе анализа ответов школьников. При помощи первого вопроса психологи выясняли отношение подростков к реальной жизни: боятся ли они ее или хотят смело шагнуть во взрослый мир? И, главное, готовы ли они к такому шагу? Одну группу ответов психолог озаглавил словом «Интерес». По его подсчетам 20 процентов учащихся продемонстрировали свой интерес к предстоящей им взрослой жизни, они к ней готовятся и стремятся, она их не пугает. Другие ответы – их 5 процентов – психолог озаглавил словом «Рацио». Эти подростки оценивают свои перспективы очень трезво и рационально, без лишних эмоций. А вот что касается остальных участвовавших в анкетировании школьников, то тут выводы психолога произвели на меня глубокое впечатление.… Впрочем, судите сами.

По мнению Психолога, 25 процентов отвечавших на вопросы подростков не хотят задумываться над грядущим. Их ответы он назвал одним словом – «Уход». 20 процентов – это «Настороженные» – те, кто смотрит вдаль с некоторой долей тревожности, с опаской. И, наконец, фаталисты. Их 23 процента. Они заранее настроены на неблагоприятные последствия дальнейшей жизни. Их ответы на диаграммах Николая озаглавлены словом «Плохо». Куда уж хуже! По словам психолога, именно эти 68 процентов подростков («Уход», «Настороженные» и «Плохо») являются потенциальными… наркоманами и алкоголиками. Это не значит, что все они непременно начнут пить и колоться, но такие ребята предрасположены к алкоголизму. Для них шаг во взрослую жизнь может оказаться шагом в бездну – в объятия наркомании, например. Ничего себе, «группа» риска – почти две трети старшеклассников…

- У этих 68 процентов подростков, – рассуждает психолог, – не сформированы внятные представления о реальной жизни и тем более – способы поведения в ней. Иными словами, они не знают, как реализовать себя в этом мире. С помощью другого вопроса – "Что вы не знаете о жизни?" – мы выясняли направление ближайших познавательных интересов школьников. Вот некоторые их ответы:

- Не знаю очень много. Мало опыта.

- Я не знаю о жизни: как она началась, как она закончится. И вообще я очень мало знаю о ней.

- Я не знаю очень многое и еще не знаю, сколько в жизни есть трудностей и как долго они будут встречаться.

- Почему она существует.

- Я не знаю, зачем она мне дана. Что это? Зачем?

- Я ничего о жизни не знаю, но жизнь нам будет даваться до тех пор, пока мы не познаем истину.

- Свобода – что это?

- Много чего. Например, одиночества.

- Я не знаю о взаимоотношениях в жизни между людьми.

- Как мир создан? Как мир устроен? Что происходит после смерти?

- Разлуку с мамой (длительную). Измену любимого человека. Как все-таки произошла жизнь на земле.

- Люди не знают ничего ни о чем, они лишь только думают, что знают, но на самом деле – нет.

- Не знаю, как добиться того, чего хочешь, а еще не знаю, какое северное сияние.

- Я ничего не знаю о процессе выживания в экономической жизни.

- Многих ощущений, психологию людей.

- Не знаю о жизни во всей Вселенной.

- Я многого не знаю о людях, а хотелось бы разбираться в людях, в их психологии. Порой я не могу понять их поведение.

А я-то раньше думала: психологи, чтобы понять человека, его интересы, устремления и мечты, «лезут в душу», выпытывают что-нибудь сокровенное! А все, оказывается, так просто: что вы не знаете о жизни? Признаться, не ожидала, что ответ на такой «простенький» вопрос может много рассказать о человеке. И только сейчас, после разговора с психологом, поняла, что это действительно так. Это открытый, как говорят специалисты, вопрос. Он дает свободу выбора темы ответа. Что же выбирает подросток? Он «не знает о жизни» как заработать побольше денег? Или он «не знает о жизни» что такое одиночество? Оказалось, большинство ребят «не знают о жизни» другое – зачем она дана человеку и в чем ее смысл.

Более половины ответов ребят - 51 процент – так или иначе, связаны с психологией, взаимоотношениями людей, философией, религией. Насколько я понимаю, это те подростки, которые пишут, что не знают «как устроен мир, что происходит после смерти», не знают «о людях, а хотелось бы разбираться в них», которых волнует, «что такое свобода». Два процента опрошенных озабочены «социализацией» – они говорят о нехватке житейского опыта, навыков выживания. Судя по диаграмме психолога, семь процентов ребят интересуются экономикой. Видимо, это те, кто ничего «не знает о жизни» про заработки, престижную работу, выгоду…

- Ответы школьников дают общее представление об их жизненной ориентации. Она чаще сопровождается сетованиями «трудно», «тяжело», «непонятно», чем утверждениями «интересно», «любопытно», «привлекательно», – рассуждает психолог. – Естественно такое отношение к жизни не вызывает интереса к ней. Школьники не горят желанием познать жизнь, самим разобраться и действовать в ней в роли полновластных хозяев судьбы. Из их ответов можно сделать совершенно определенный вывод: большинство подростков настораживает вступление во взрослую жизнь. Обычно пугает то, чего человек не знает, а старшеклассники не знают, чего они хотят, не знают себя. Поэтому у ребят так ярко выражена потребность в знаниях о психологии человека, об отношениях между мужчиной и женщиной, о мироздании. Подростки очень любят играть в психолога и клиента, поскольку такова доминирующая психическая функция этого возраста.

- Скажите, а что такое «психическая функция» данного возраста?

- Начнем с того, что наш мозг развивается неравномерно. Упрощенно говоря, есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних отделов мозга и начинается более бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь, четырнадцать лет.… И в каждый период между кризисами (от года до трех, от трех до семи…) у человека меняется характер и способ восприятия действительности – в зависимости от развития тех или иных отделов мозга. Например, с годика до трех лет ребенку интереснее всего наблюдать за тем, как общаются мама с папой. Иными словами, ведущая «психическая функция» этого возраста – ролевое взаимодействие. Если же ребенка в это время заставить учить английский язык, то он по-английски, конечно, заговорит, но впоследствии у него появятся очень большие проблемы при общении с людьми противоположного пола. Жизнь не обманешь.

А с трех примерно до семи-восьми лет ребенок учится взаимодействовать с миром предметов: исследует растения, бабочек, игрушки, что связано с развитием соответствующих отделов мозга. Это возраст почемучек. Ребенку надо играть в этом возрасте, а не математику учить. Человек должен пройти все естественные стадии психического развития – наиграться всласть, подраться со сверстниками в подростковом возрасте.… Когда говорят о школах раннего личностного развития, где малыши учат интегралы, чуть ли не с пеленок, меня просто бросает в дрожь. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 - 16 годам с созреванием лобных долей. Только в конце строительства дома создается трон, на котором восседает хозяин, чтобы управлять этим домом. Вот назначение лобных долей. Их функция – контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя – то есть отвечать за себя. Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Так что интерес в этом возрасте к психологии, философии, религии неслучаен – он связан с формированием лобных долей мозга, с возникшей потребностью подростка контролировать себя.

А чтобы контролировать себя, надо знать себя – кто я? Вот почему подросткам так важно понять, кто они в этом мире. И поэтому они становятся… легкой добычей для разнообразных религиозных и псевдо-психологических сект. Там обычно под разными соусами дают надежду на получение знаний, которых подростку так не хватает, знаний, которых ему не дала ни семья, ни школа. Ведь ответы ребят говорят не только о том, чем интересуются школьники, но и о том, что этот интерес невозможно удовлетворить в школе, о том, что этих знаний они не смогли получить в ее стенах…

- Что же делать?!

- Родителям важно знать об «опасности» желания ребенка познавать философию, психологи, религию. Я бы посоветовал, если есть такая возможность, хотя бы познакомить подростка с различными религиями мира, провести по ним некий экскурс. Почаще приглашайте в гости его друзей, поощряйте домашние диспуты на философские темы, на темы психологии поведения – пока ребенок не пошел обсуждать это в какую-нибудь секту. Во дворе, в компании сверстников он вряд ли об этом будет говорить – начнут подтрунивать, но все, что касается мироздания, Бога, бытия, старшим школьникам, повторюсь, судя по опросам, очень интересно. И они должны получить эти знания до того, как наркотики поманят их призрачной возможностью получить ответы на все вопросы жизни.

Кстати, говоря, есть в проблеме самопознания еще один интересный момент. Все познается… в сравнении. Чтобы понять себя, подросток должен себя с кем-то сравнивать. И тут возникает парадокс, в который мамы и папы никак не могут «врубиться». Почему ты берешь пример с кого-то с улицы, а не с нас – умных родителей?! Ответ простой: родители – старые и большие. И ребенок, естественно, идентифицирует себя не с ними, а со сверстниками. С ними он и хочет себя сравнивать. Он полагает, что родители не дают ему самовыразиться, насильно сдерживая в оковах своего «стариковского» воспитания. Отсюда агрессия подростка.

При этом ребенок идентифицирует себя не только со сверстниками, но и с миром. Подросток - маленький философ. Он хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически – «трогает» одно, потом другое. Это – колется, то – жжется, и он заново открывает для себя мир человеческих отношений… Любое «асоциальное», с точки зрения взрослых, поведение сам подросток рассматривает, скорее, как… исследовательское.

- А какова главная особенность ребенка в этом возрасте? Агрессия?

- Личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения. Настроение подростка колеблется между невероятным оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. В этот период школьники начинают вести дневники, составляют программы саморазвития, самовоспитания. Они стремятся к «взрослым типам» проведения времени.

Ребенок впитывает образцы и эталоны «взрослости» и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку. Не встречая такого отношения к себе, ребенок в наших глазах становится… «трудновоспитуемым», грубым. Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально «отпихивает» от себя людей, завоевывая себе «место под солнцем». А так как поблизости обычно оказываются близкие люди, то подросток начинает именно с них, не осознавая, почему он это делает. Он яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, потому что хочет жить чем-то своим. Иногда причины хамского поведения подростка понять не так уж и сложно: «Зачем ты грубишь? Хочешь быть круче всех? А для кого?…»

- Привет от «дедушки Фрейда»?

- Да, прямо по Фрейду: выясняется, что парень выделывается для привлечения внимания девчонок. Идет гормональная перестройка организма, очень велик интерес к противоположному полу. Чем он чреват? Как ни странно, он провоцирует подростковое курение и алкоголизм. Курящей девчонке кажется, что она выглядит более современно в глазах мальчишек. А те, в свою очередь, замечают, что в нетрезвом виде они могут вести себя более раскованно. (Оставляю за рамками нашего разговора то, что дети видят на улицах и по телевидению.) Если подросток заметил, что на дискотеке молодые люди ведут себя «отвязно» друг с другом и в состоянии наркотического опьянения легко достигают желаемого от девчонок, то он приходит к убеждению, что наркотик – хороший способ сближения с противоположным полом. Умные родители вместо чтения нотаций сыну о том, что с девочкой надо за ручку ходить, учат его как, не краснея разговаривать с ней на свободные темы, как не обидеть ее. Учат говорить «нет» и распознавать тех людей, которые, используют совесть, как плетку, для достижения своих целей.

- Попробуйте научить этому подростка! "Па-а-аслушай, Колян, гадом будешь, если не найдешь денег на наркотик. Мы с тобой столько дружили, а ты подлецом оказался, не хочешь мне помочь…"

- «А ты что, Иисус Христос, чтобы меня здесь морали учить?»

- Неплохо.

- Подростков интересуют не только психология взаимоотношений, но и психология сексуальных отношений. Да, они друг перед другом хорохорятся, что все знают и все умеют, но на самом деле это не так. Спросите их, сколько длится половой акт. Типичный ответ мальчиков – «три – пять минут». Говорю им, девчонки ответили – «восемнадцать лет». Парни не смеются, ждут объяснения. Объясняю. Перед тем, как согласиться на интимные отношения, девушка думает, что может родиться ребенок и будет ли он красив, на что она будет жить и как она будет растить маленького.… У нее это обязательно проносится в голове. Именно этим объясняется «несовременность» некоторых дам в подходе к «постельному процессу». Хорошо бы рассказать подросткам – не назидательно, а в «жанре» констатации фактов – о трудности излечения венерических заболеваний и о стоимости антибиотиков. Поверьте мне, иногда достаточно продемонстрировать одну таблетку стоимостью в тысячу рублей, чтобы настроение в классе кардинально изменилось. Постоянно приходится слышать о том, что подростки такие-сякие: они-то и агрессивные, и невоспитанные, они старушкам место в автобусе не уступают. Но никто не хочет задуматься, отчего так происходит. В этот период у ребят идет гормональная перестройка в организме и потому они, поверьте им, просто очень быстро устают. Не стоит ругать подростка, который занял в автобусе сидячее место.

Когда у ребенка наступает подростковый возраст, мудрые родители запасаются терпением. Так как ему хочется самостоятельности, то они стараются доверять ему какие-то важные дела и разговаривать с ним как бы на равных.

- Ага, «как бы» на равных. А ребенок чувствует, что с ним играют, что его на равных-то, как раз и не воспринимают.

- Общаться с детьми действительно «на равных» – большая родительская ошибка. Расскажу случай из своей практики. Однажды женщина привела ко мне дочь с сильным неврозом. На мои расспросы дама отвечала, что у них с дочерью замечательные отношения, нет никаких проблем. Только вот у дочери почему-то щека дергается. Когда я попросил женщину выйти из кабинета, ее дочка рассказала мне леденящую душу историю. Оказалось, что мама переваливает на дочь свои проблемы. То есть она советуется с ней действительно, как со взрослой: «Решай, какие нам сюда обои купить», «А на день рождения нам пригласить этого дядю или того? Как скажешь, так и сделаем». То есть вот в такой форме девочка привлекалась к решению проблем взрослых, и она постоянно напрягалась, опасаясь промахнуться. В психологическом плане передо мной сидела маленькая 10-летняяженщина, и было очень сложно объяснить маме, что так она может изуродовать ребенка.

«На равных» – значит распределить обязанности, снять с себя и передать ребенку часть ответственности за него. Он должен сам отвечать за какой-то участок своей жизни. А по мере того, как дети из подросткового периода переходят в пору юности и взрослеют, опека родителей постепенно уходит из их жизни. Папа с мамой перестают контролировать ребенка и становятся… справочным органом.

Пока же до этого далеко.… По крайней мере, в семьях тех школьников, что стали авторами ответов на вопросы психологов в Москве и Московской области. Кстати, помимо тех вопросов, о которых уже рассказано, подросткам задавались и такие: «Вы всегда пытаетесь объяснить то, что вам непонятно?» «Как вы поступаете, если не можете что-то объяснить?» Оказалось, что более 80-ти процентов ответивших ребят хотят самостоятельно разбираться в возникающих вопросах, а вот собственные «познавательные стратегии», как говорят психологи, есть только у 17процентов опрошенных. Самый обобщенный вывод, который сделал психолог из этого исследования, неутешителен: «У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослеживается явная тенденция к несамостоятельности». Надеемся, что наша беседа с психологом поможет родителям подростков понять, что же на самом деле происходит с их детьми. И… не судите их строго.

Галина Калинина
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


см. также:

 

Термины

Экология

Экология – поддержание целостности взаимосвязей между индивидом и окружающим миром и динамического равновесия элементов в системе. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и её мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

В. Морозов

Психологический форум

Цитатник

Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения.

Луиза Хей