Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Прикладная Кинезиология Стресс / дистресс - проблема обучения

Стресс / дистресс - проблема обучения

"Многое из того, с чем мы имеем дело во время терапии, обращает нас к воспоминаниям, детским переживаниям, интроекции. Поведение многих зависит от того, что было тогда необходимо, чтобы выжить, выдержать испытания. Мы можем использовать те формы поведения, хотя теперь они могут сильно мешать нашей жизни".

"Уровень образования родителей также влияет на характер отношений с детьми. Причем исследователи склоняются к тому, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которое включает в себя эмоциональное отвержение ребенка" ("Я тебя не люблю", "Ты плохой" и т.д.). Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания. Боль эмоциональная и боль физическая. "Что из этого легче переносить ребенку, и что менее скажется на его последующем развитии – вопрос открытый".

Психонейрофизиологи установили, что любая новая информация является стрессовой (см. "стресс"), пока не будет усвоена. Все возрастающий поток знаний, которые "должен" усвоить ученик в школе создает информационную перегрузку. Плюс взаимоотношения со сверстниками и учителями, школьные стандарты, которым надо соответствовать, оценки, экзамены – все это стресс-факторы школьника.

"Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. В нашем обществе боязнь чего-нибудь воспринимается как проявление малодушия...У детей с агрессивным поведением, замкнутых или обращающихся за помощью в связи с соматическими симптомами, во время наших занятий часто всплывают на поверхность страхи, которые они скрывали".

Воспитание в семье и обучение в современной школе строится на следующих стереотипах.

  1. Считается, что человек рождается для "хорошей жизни", а значит взрослые ответственны за счастье детей.
  2. Мы (взрослые) ответственны за судьбу наших детей. Отсюда рождается страх за ребенка и желание переложить ответственность в трудных ситуациях на специалистов (педагога, врача, психолога)
  3. Взрослые лучше знают, что нужно ребенку (что есть, когда спать, что одеть). Тем самым мы навязыванием свои представления. Происходит воспитание через декларацию "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок становится зависимым.
  4. Мы должны уберечь ребенка от ошибок. Однако ошибка – это опыт, и его каждый человек должен получить свой.
  5. Взрослые умнее детей. На самом деле они просто информированнее их.
    Учеба в нашем понимании – это процесс передачи знаний. Однако самое важное - это научить ребенка учиться, ибо всю информацию, существующую в мире усвоить невозможно. По закону Муаро каждые полтора года происходит удвоение информации.
  6. Ребенок должен быть послушным (а значит удобным для взрослого). Однако слушаться – значит принимать точку зрения взрослого. Тем самым мы учим детей следовать за собой, отказываясь от своей точки зрения.
  7. Необходимо как можно раньше начинать обучать детей. Однако раннее обучение истощает жизненные силы ребенка. Необходимо создавать обучающую среду, а не навязывать жесткие схемы. Иначе происходит ранняя интеллектуализация в ущерб развитию чувственной сферы.
  8. Ребенок должен хорошо учиться в школе. Однако существующая система обучения рассчитана на вербально-лингвистические способности и не учитывает индивидуальные особенности и способности ребенка.

Говард Гартнер различал 7 складов ума (интеллекта)

  • вербально-лингвистический
  • математический
  • пространственный
  • физический
  • внутриличностный
  • межличностно-коммуникативный
  • экзогенный

Эти характеристики находят отражение в тех или иных способностях ребенка. Например, ребенку с математическим складом ума будут легко даваться точные науки, а ребенок с экзогенным складом хорошо чувствует окружающий мир, его предпочтением может стать биология.

  • Ребенок должен уметь управлять эмоциями. Однако умеем ли мы сами управлять ими? Ведь ребенок с первых дней своей жизни учится прежде всего через подражание.
  • Ребенок должен быть здоров. Однако большую часть детских болезней взрослые провоцируют сами своими страхами, конфликтами. С другой стороны, есть наблюдения, что, излишне усердствуя с ранним закаливанием, родители воспитывают душевно черствого человека, жизненные силы которого были израсходованы на борьбу с холодовым стрессом. Страдая, болея, чувствительный ребенок учится состраданию.
  • Больной ребенок требует повышенного внимания. Если это происходит в гипертрофированном виде, болезнь для ребенка становится средством манипуляции.

"Большинство детей, пройдя период школьного обучения, получают сильные душевные травмы и весьма ограниченное представление об окружающем мире. Перегрузки и навязывание огромного количества знаний, которые не успевают "перевариваться" ребенком только отбивают интерес к дальнейшему обучению". В.А.Сухомлинский писал: "Много тревожного в том, что умственные способности как бы угасают к годам отрочества".

"Многие учителя сами обескуражены или фрустрированы. Школьные порядки и требования, которые школа предъявляет к учителям, вызывает у них отрицательные эмоции. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей".

"Во многих культурах мира существовало четкое представление о том, что подрастающее поколение должен воспитывать мудрый и уважаемый наставник…поэтому уважение к учителю было безмерно". Сегодняшняя ситуация такова, что в школу часто приходят несостоявшиеся в других сферах деятельности люди. "Как может учить детей тот, кто боится жизни и из-за недостатка талантов и возможностей не смог найти себе место и "осел" в школе?".

Мария Монтессори писала о первых шести годах жизни, как о времени очень сильных впечатлений. Именно в это время в нашем мозге закладываются глубинные программы. Она создала методику обучения, основанную на любви к ребенку, уважении к его индивидуальности и праву выбора, раскрывая талант и проявляя индивидуальность каждого ребенка.

В нашей стране были и есть последователи гуманистической педагогики. Академик Акбашев в проекте "От педагогики знаний к педагогике души" пишет: "Поражает воображение опыт М.П.Щетинина, трепетность Ш.А.Амонашвили, безбрежный океан педагогического изобретательства "эвриканских" (от эврика) сборов 80-90 гг. Недоумение вызывает только одно: а где все это в массовом образовании? Почему после очередного бума гуманизма и педагогического изобретательства каждый раз как из пепла, с еще большей силой возрождаются авторитарная педагогика, педагогика памяти, педагогика знаний. Кому нужен внутренний мир ребенка? Где учат пониманию души ребенка? Кому нужна душа учителя?" - не только спрашивает Т.Ф. Акбашев, но и предлагает "Антистрессовую программу для учителя", "Уроки без стрессов". "Через здоровье семьи к здоровью ребенка".

Адаптация ребенка – важнейшая задача семьи, школы, общества. От качества данной адаптации будет зависеть его творческая реализация. Развитие врожденных талантов – профессиональная задача психолого-педагогического направления возрастной психологии. У ребенка к 6-7 годам благодаря расширению познавательных интересов формируется потребность к учебной деятельности и усвоению теоретических знаний. Главным психологическим новообразованием ребенка этого возраста является способность к теоретическому мышлению. К этому времени в левом полушарии уже сформированы вербальные центры и общая интегративная зона - ОИЗ, одной из функций которой является система взглядов, убеждений и самооценка, а также выживаемость.

Главная задача начальной школы – научить ребенка учиться через интерес к познанию. Разработано много теорий развивающего обучения (В.В. Давидов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Однако проблемой в современной школе до сих пор остается функциональная дислексия, т.е. процесс нарушения усвоения знаний вследствие ментальных перегрузок и сложных взаимоотношений «учитель – ученик».

Все возрастающая скорость и плотность информационного потока настоятельно требует подключения креативности (творческой активности) правого полушария, что не учитывается современной школой. Каждые 18 месяцев поток информации удваивается. Не случайно, как следствие "перегрузок" и как инстинктивная защита растет также заболеваемость школьников.

Дондик Л.П.


 

Термины

Раппорт

Под раппортом понимается доверительное взаимодействие, взаимопонимание и создание общего мира между двумя или более людьми.

Как правило, раппорт свойственен близким и хорошо понимающим друг друга людям. Уровни раппорта могут быть разными, и всё зависит от глубины взаимодействия и от длительности пребывания в раппорте. Под раппортом понимают особую атмосферу доверия, готовности к отзывчивости, взаимопонимания и помощи. Для хорошего раппорта характерно даже получение аналогичных чувств. Люди, находящиеся в раппорте, используют некий непонятный механизм внутреннего взаимодействия: даже на расстоянии они продолжают ощущать друг друга, вплоть до ощущения эмоций, переживаний.

Психологический форум

Цитатник

Мы заявляем, что в общении нет ошибок; есть только результаты. Р. Бэндлер, Д.Гриндер