Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Соционика Соционика – для кого она?

Соционика – для кого она?

Соционика – относительно молодая наука. 30, с небольшим, лет для развития научных дисциплин - не срок. Но, несмотря на сравнительно "молодой" возраст, именно соционика сейчас становится все более популярной, доступной и при этом эффективной областью прикладной психологии. С одной стороны, в этом и есть ее минусы. Соционика, на первый взгляд, кажется довольно простой системой. И многие люди на это "покупаются": изучают науку до определенного момента, а потом считают, что их знаний вполне достаточно. И начинают определять типы – вешать ярлыки на людей: «Вот ты – Робеспьер, а я – Гексли, и я с тобой отношения иметь не буду, потому что ты – мой контролер.» Потом случайно выясняется, что тот человек, в действительности, вовсе и не Робеспьер, а, например, Дон-Кихот. А это уже совсем другие отношения…

Соционика – система знаний, подкрепленных практикой. Можно вызубрить, к примеру, астрологию и нигде ее не применять – тогда к чему это? Важна не только сама система знаний, но и наблюдательность человека, его способность адекватно видеть и анализировать ситуацию. Как результат – более трезвая и адекватная оценка в суждениях. Каждый может найти в соционике что-то свое. Но наиболее эффективно активное использование соционики в повседневной жизни. Соционика – это умение общаться с людьми, умение видеть слабые и сильные стороны человека, умение его сориентировать, решить семейную проблему. Это то, с чем мы сталкиваемся везде и всегда. Нельзя изменить мир, но можно поменять свое отношение к нему. Зачем искать лишние проблемы и пытаться пройти через стену, когда есть дверь?

Кто же может использовать соционику?

Соционика и обучение.
В идеале - нужно формировать адекватное восприятие себя и своей роли в обществе у каждого ребенка с малых лет. Но, к сожалению, у некоторых родителей делать это, по разным причинам, не всегда получается. Легкий путь воспитания и формирования личности для многих сводится к тому, что есть государственная система образования - пусть ребенок в ней и плавает. Родители не присматриваются внимательно к своим детям, не видят их сильных и слабых сторон. Роль родителя школьника в процессе обучения зачастую сводится к соблюдению догматического правила: «Учитель задал предмет, значит, его надо выучить – и точка». И если ребенку не дается, к примеру, математика, то всеми средствами необходимо заставить его выучить нелюбимый предмет: методом кнута, пряника, денежных вливаний в карман репетиторов и т.д.. При этом, часто упускаются из виду иные его способности: ребенок хорошо ладит с окружающими, у него есть талант к рисованию, он хорошо разбирается в технике... Но для того, чтобы растущий человек стал успешным и счастливым, всего лишь, необходимо увидеть у ребенка в наиболее раннем возрасте его способности и начать развивать их, при этом, не забывая о слабых сторонах, которые тоже не стоит оставлять без внимания, чтобы ребенок развивался гармонично.

К сожалению, не многие старшеклассники точно и наверняка знают, кем же они хотят стать. Выбор будущей профессии бывает стихийным: "родители решили", "за компанию с подружкой", "престижный ВУЗ", "отсрочка от армии".... Потом поступление в институт, и на третьем курсе - разочарование в своей специальности. Поверьте, на третьем курсе вуза, когда общие предметы закончились и начались предметы по "специальности", вряд ли кто-то, разочаровавшись, будет уходить из института: половина обучения уже пройдена, а остальное можно как-нибудь и перетерпеть. Но уже на этом этапе у студента может возникнуть ощущение, что он занимается бесполезным делом. Все равно он не будет в нем классным специалистом, так зачем напрягаться? Учеба забрасывается, начинается поиск работы и, подчас, человек-таки "находит себя", но уже абсолютно в другой области. На все это тратится очень много времени. А с точки зрения современного темпа жизни, терять время - непозволительная роскошь. Как же поступить абитуриентам и их родителям, чтобы выбор профессии не был ошибкой, о которой придется сожалеть, может быть, всю жизнь? Соционическое типирование служит хорошим инструментом в выборе рода деятельности с учетом личностных особенностей абитуриента и его психологических параметров. Соционика определяет, с каким типом информацией человеку наиболее комфортно работать. Правильный выбор специальности (профориентация) обуславливатся тем, что получение, обработка и хранение информации, поступающей по соответствующим психотипу каналам с комфортной нагрузкой, не вызывает затруднений и позволяет эффективно использовать индивидуальные черты личности в дальнейшем профессиональном росте.

Преподавателям соционика позволит увидеть коллектив студентов в разрезе межтиповых отношений и суметь его организовать таким образом, чтобы процесс обучения был максимально эффективен. Они найдут новые пути подхода к обучению, сделают свои программы доступнее отдельной соционической группе людей, чтобы повысить качество усвоения материала.

Соционика и псхология.
Существует множество психологических тестов и методик. Все они вкупе безусловно эффективны, но занимают слишком много времени. Но бывают ситуации, когда необходимо довольно быстро установить продуктивный контакт с пациентом, не прибегая к процедуре тщательного тестирования и последующего анализа результатов. Соционика позволяет оценить человека при личностном типировании за час-полтора, а качественное психологическое тестирование длится в несколько раз дольше. И это факт. Поэтому в руках психолога соционика является мощнейшим инструментом.

Психолог может проконсультировать, применяя соционические методы. Но не всегда у обычного человека найдется возможность обратиться к нему. А трудности в коммуникации возникают часто: в браке, в дружеских, партнерских отношениях, с детьми, родителями, сослуживцами. И тогда, при наличии необходимых знаний, соционика становится палочкой-выручалочкой на каждый день. Она помогает составить прогноз развития спорной ситуации, определить успех совместной работы и объяснит многие аспекты трудностей в человеческих взаимоотношениях.

Соционика и менеджмент.
Сейчас много людей работают в различных сферах бизнеса. Менеджеры разных звеньев постоянно имеют дело с многочисленными клиентами. Поэтому, для успешного взаимодействия с людьми им будут крайне полезны навыки соционического типирования. Кстати, для организации коллективов (командообразования) соционика тоже является хорошим инструментом. Это не просто: подобрать команду, обучить ее, заставить взаимодействовать слаженно и бесконфликтно. Имея в арсенале соционические навыки можно облегчить проблему подбора соместимых и взаимодополняющих сотрудников для каждого уровня структуры компании.

Менеджерам по подбору персонала важен профотбор. Часто в кадровых агентствах используют типологию Маейрс-Бриггс. Она, безусловно, эффективна, но - в определенных пределах. Соционика сильно расширяет эти пределы. Она более эффективна уже потому, что использует больше четырех дихотомий. Вероятность ошибки определения типа снижается. Следовательно, повышается эффективность прогноза относительно специалиста на данную конкретную должность.

А. Логачев 

Группа соционики ФППМ ВШК 2006г

 

Термины

Моделирование

Моделирование поступков выдающихся людей является основным стандартом НЛП.

Дж. О'Коннор

Моделирование – процесс наблюдения и отображения успешного поведения других людей. В НЛП моделирование происходит на поведенческом и физиологическом уровнях, а также в области убеждений, ценностей, внутренних состояний и стратегий.

Х. Алдер

Если один человек может что-то сделать, значит, этот процесс можно смоделировать и обучить ему других людей.

Дж. Гриндер

Психологический форум

Цитатник

Страшись не численности врагов, а их единства

Житейская мудрость