Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Эх! Жизнь семейная.

Экзистенциальная психотерапия

Когда человек говорит: «Я никогда не смогу так полюбить», -умудренные жизненным опытом люди говорят: «Не цепляйся за свои чувства, а наслаждайся и пользуйся ими! Постарайся постоянно держать в своей голове все хорошие ощущения, которые когда-либо с тобой были, вне зависимости от контекста происходящих событий».

Эмоционально принять такую точку зрения трудно. Она может показаться извращенной обычному человеку, воспитанному на пословицах, типа: «кровь - гуще чем вода». Хотя, умом можно понять: в этом есть здравый смысл. Есть очень интересная «молитва» - самовнушение поборников гештальт психологии:

Я – это я. Ты – это ты.
Я живу не ради твоего удовольствия,
И ты живешь не ради моего.
Я делаю свое дело, ты – свое,
И если случится так, что мы встретимся,
Нам будет хорошо.

К такому строю семейных отношений, практически, очень трудно прийти. Вспомните, начиная со школы, мы писали сочинения о сложных взаимоотношениях отцов и детей, супругов между собой, не делая из этого никаких правильных и практических выводов. В своей жизни повидали много семей, но можно по пальцам пересчитать те, где внутри семьи, между родителями и детьми, царила бы гармония, уважение и взаимопонимание. Скорее, обычные семьи напоминают поле боя, где враждующие армии не могут ни прийти к мирному соглашению, ни разойтись и оставить друг друга в покое.

Каждый человек считает, и справедливо считает, что у него тонкая душа, и, если этого не замечают ближние, значит, это бесчувственные и серые люди. Тогда начинает развиваться суицидальное поведение, выражающееся либо в деструктивных эмоциональных поступках, алкоголизме, наркомании, и, что еще хуже, напрямую - в суициде. Подобное поведение в психологии принято называть "аффективным". То есть, с минимальным присутствием рассудительности и максимальным напряжением эмоционально-чувствительной сферы. Недаром, в древней Греции человека, находившегося в крайней степени влюбленности (состоянии аффекта), за совершенные проступки не привлекали к ответственности. Считалось, что человек в таком состоянии - просто невменяем, а значит, суду не подлежит.

О крайнем проявлении такого поведения, очень хорошо описывается у Экзюпери: «…Уж не знаю, какая несчастная любовь толкнула его на это, но он старательно всадил себе пулю в сердце. Не знаю, какому литературному образцу он следовал, натягивая перед этим перчатки, но помню – в этом жалком театральном жесте я почувствовал не благородство, а убожество. Итак, за приятными чертами лица, в голове, где должен бы обитать человеческий разум, ничего не было, ровно ничего. Только образ какой-то глупой девчонки, каких на свете великое множество.
Эта бессмысленная судьба напомнила мне другую смерть, поистине достойную человека. То был садовник, он говорил мне: – Бывало, знаете, рыхлю заступом, землю, а сам обливаюсь потом… Ревматизм мучит, ноги ноют, кляну, бывало эту каторгу на чем свет стоит. А вот нынче копался бы и копался в земле. Отличное это дело! Так вольно дышится! И потом, кто теперь станет подстригать мои деревья? Он оставлял возделанную землю. Возделанную планету. Узы любви соединяли его со всеми полями и садами, со всеми деревьями нашей земли. Вот кто был ее великодушным, щедрым хозяином и властелином. Вот кто обладал истинным мужеством, ибо боролся со смертью во имя Созидания.»

Вот уж, действительно, экзистенциальное решение вопроса: – Кому посвятить Богом данную жизнь? Целиком, другому человеку, или организовать свою деятельность и жизнь ради Созидания, понижения хаоса на всей Планете, «возделывая ее малую часть». Где человек, которого ты любишь, рассматривается не как выделенный субъект, а как неотъемлемая часть этого мироздания, планеты Земля.
«Возделывая» атмосферу общения, систему ценностей, материальный мир вокруг себя – совершенствовать само мироздание. Безусловно, такое мировоззрение развить сложно, но оно - единственное приводящее все в гармонию.

Возможно, поможет приблизиться к такому мировоззрению еще одно наблюдение Экзюпери: «…Никогда не забуду мой первый ночной полет – это было над Аргентиной, ночь настала темная, лишь мерцали, точно звезды, рассеянные по равнине редкие огоньки.
В этом море тьмы каждый огонек возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружен в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьется над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным – тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звезды, а сколько еще там закрытых окон, сколько погасших звезд, сколько уснувших людей…Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, – быть может, иные и отзовутся…»

Человеческой натуре присущ постоянный поиск и сравнение лучшего качества жизни. При этом забывается поговорка: «Хорошо там, где нас нет. И тогда хорошо, когда нас нет». Все это заставляет человека, отчасти, чувствовать неудовлетворенность жизнью: своей «половиной», детьми и т.д..
Однако, есть способы научиться находить и получать то, что хочется. Если нет идеала, как и истины, в чем-то одном, то его можно накопить и сложить…

К примеру, притча:

«Однажды к отшельнику пришел странник и, исполнив ритуал приветствия, попросил наставить его на путь истины.
- Я знаю, что занимает твои мысли и крадет радость бытия, – сказал отшельник. – Всю свою жизнь ты ищешь совершенства в людях и, не находя его, не можешь обрести покой. Но я знаю лекарство от твоей болезни. В общении с каждым следует искать лишь то, что тебе по душе, дополняя качества одного чертами другого и свойствами третьего. Тогда в дюжине мужчин ты сможешь обрести хорошего друга, а в дюжине женщин – Великую Любовь…»

Все это станет приемлемо к исполнению, если мы смирим свою гордыню для того, что бы постигать, не стыдясь учиться и развиваться.

 

Термины

Псевдореминисценции

Псевдореминисценцииобманы памяти, заключающиеся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни больного. События прошлого выдаются за настоящее. При псевдореминисценции (иллюзии памяти) больные, рассказывая о событиях, происходивших в действительности, сообщают такие факты, которые не происходили вообще или же происходили, но в другое время и не имеют отношения к действительно происходившему.  Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни, излагаемые однообразно, обыденно, правдоподобно.

Псевдореминисценции наблюдаются преимущественно во второй половине жизни при различных по своему генезу органических заболеваниях центральной нервной системы. Например, при старческом слабоумии, корсаковском психозе.

Психологический форум

Цитатник

Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать.

Гельвеций