Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи НЛП НЛП - искусство или наука?

НЛП - искусство или наука?

По-разному можно отвечать на этот вопрос. Одно совершенно точно – у НЛП (см. "НЛП") есть своя философия, которая позволяет расширить границы представлений о мире, дает возможность развить большую гибкость во взаимоотношениях с окружающими людьми.

В НЛП этот набор утверждений носит название базовых предположений.

Базовые предпосылки НЛП

(Пресуппозиции, принципы, аксиомы, постулаты)

М. Гордеев (*), Р. Коннер (**), Дж. О`Коннор (***), С. Ковалёв (****)

  • Никто не владеет окончательной истиной (*)
  • Каждый клиент живёт в собственной, уникальной модели мира, и эта модель неизбежно отличается от самого мира (*,**)

Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия (****)

  • Карта – не территория, которую она представляет (*)

Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность (***)

  • В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент (***)
  • В каждом человеке существует внутренний ресурс, внутренний потенциал для решения его проблем (*)

Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей (****)

  • Есть различие между человеком и его поведением (****)
  • За каждым поведением стоит некоторое позитивное намерение (****)
  • Смысл общения заключается в вызванной реакции, а не в том, что предполагалось сообщить (***)
  • В человеческом взаимодействии наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. Если Вы не достигли желаемого результата от того, что Вы сделали, то сделайте что-то иначе (****)
  • Психика и тело – это части одной и той же системы . Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением (****)
  • Не существует неудач – существует обратная связь (*)
  • Если Вы не ведаете, куда Вы идёте, то Вы можете зайти в тупик (*)
  • Все поступки имеют цель . Мы всегда пытаемся достичь чего-либо, хотя и не всегда осознаём, чего именно (***)
  • Не бывает безвыходных ситуаций, каждая проблема имеет своё решение (*)
  • Если это может другой человек, похожий на вас, значит, это можете и Вы (*)
  • Память и воображение использует одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие (**)
  • Язык – это отражение реальности, вторичное представление опыта (**)
  • Невербальный язык – наиболее объективный источник информации (**)
  • Любое поведение привязано (адаптируется) или было привязано к первоначальному окружению (****)
  • Вселенная, в которой мы живём, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу (****)
  • Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе (****)
  • Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов (****)
  • Бессознательный разум уравновешивает сознание, он не несёт в себе зла. В бессознательном хранятся все ресурсы, которые необходимы человеку для того, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Они не столь обязательны и догматичны, как в точных науках, например, в физике и математике, а, следовательно, оставляют за человеком право принимать одно или несколько из них по мере осмысления или накопления жизненного и профессионального опыта. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать возможности, которые скрыты за этими понятиями и которые могут быть использованы как инструмент в каждодневной работе психолога. При работе с людьми приходится часто сталкиваться с ситуациями, которые неразрешимы (или кажутся таковыми) без учета базовых предпосылок как рабочих гипотез.

Карта мира – не есть территория

Речь складывается из высказываний – говорящий
изъявляет смысл всей полнотой своего бытия.

О.Сакс

Пожалуй, самое главное, что отличает НЛП-подход – это изначальная установка видеть ДРУГОГО в другом. Это предполагает и индивидуальный подход, и желание видеть человека не как тип, а как личность, т.е. то, что в обыденной жизни называют интересом к конкретному человеку.

Насколько это сложнее современных технократических подходов, стремящихся упростить сложную систему, сведя ее к 7±2 контролируемым параметрам, по существу отбросив индивидуальное и сосредоточившись на типическом.

В чем ценность «точного» знания? В возможности предсказывать. По двум-трем значимым видимым характеристикам мы можем предсказать целый набор последствий, таких как непосредственные реакции, особенности восприятия, поведение, эмоциональное состояние и многое другое. Конечно, в некоторых случаях умение быстро «просчитать» ситуацию может выступать как профессионально важное качество или как личностная особенность и давать значительное преимущество во многих жизненных ситуациях. Не случайно первые попытки выделения групп были предприняты еще в древнейшие времена (Гиппократ описал четыре типа темперамента, Гален предложил психологические «портреты» различных темпераментов и т.д.). Популярной и разработанной типологией является астрология с ее хорошо описанными 12 характерами соответствующими 12 знакам зодиака. Часто ли вы могли реально воспользоваться астрологическими прогнозами?

Рискнем высказать парадоксальную мысль: единственная способность, которая позволяет психологу быть успешным в своей профессии – это понимание того, что другой человек является реально ДРУГИМ. У него другая физиология, история жизни, особенности восприятия, ценности, способности, цели в жизни, знания, опыт общения и т.д. По меткому выражению одного известного НЛПера: «Психологи! Вы должны воспринимать любого человека как инопланетянина».

Когда клиент вошел и улыбается, что это может означать? Диапазон гипотез здесь крайне широк: ему приятно видеть терапевта, болеет и надеется на помощь, неуверен в себе, заискивает, хочет понравиться, улыбка – результат неудачно сделанной пластической операции и т.д.и т.п.

Мы все живем по принципу: «Energy flows where attention goes» (Энергия направляется на то, чем захвачено внимание). Так что стоит нам только «догадаться» - читай приписать клиенту что-то единственное и… все! Мы впали в контрперенос (см. "Контрперенос") и рискуем в дальнейшем врачевать свои проблемы, а не проблемы клиента.

Поэтому очень важно на первом этапе не только эмпатически выслушать все то, что старается рассказать клиент, расспросить его и попытаться понять, что он имеет в виду, но и максимально прояснить его картину мира, продолжая находиться на уровне его сиюминутной потребности. Задача психолога осложняется необходимостью говорить на языке клиента с учетом его карты мира.

Для того, чтобы уметь отличать свою карту мира от карты мира клиента, полезно выполнять упражнение, предложенное Д. Гриндером и Р. Бендлером.

Проделайте небольшой эксперимент, который предлагают авторы книги «Структура магии». К вам приходит клиент и говорит: «Я боюсь!» Ваша задача состоит в том, чтобы сформулировать другое предложение, в котором применялся бы тот же глагол, но которое было бы полнее, и содержало бы больше именных словосочетаний или аргументов. Например, «Я боюсь людей» или «Я боюсь пауков». Все «потерянные» слова указывают на правила и обобщения, составляющие границы карты мира клиента. Эти границы часто испытываются как ограниченность выбора, или наличие неудовлетворительного ограниченного набора альтернатив.

Но карта мира клиента не ограничивается только содержательной частью высказывания. НЛП уделяет большое внимание невербальной составляющей взаимодействия психолога и клиента. Для того, чтобы показать важность этих двух составляющих общения, прибегнем к метафоре. Представьте колокол нормального распределения. Большинство из нас по особенностям восприятия попадает в его центральную часть. То, что происходит по краям, описывает известный нейрофизиолог Оливер Сакс в своей книге «Человек, который принял жену за шляпу». На одном конце колокола у нас будут находиться афатики, люди которые не воспринимают слов, тем не менее, почти полностью извлекают смысл на основе остальных аспектов устной речи. Их чувствительность к глубокой, сложной и разнообразной выразительности речи развивается до уровня почти сверхъестественного чутья. С другой стороны находятся те, кто потерял ощущение выразительности и интонации, но слова и грамматические конструкции они воспринимают безупречно. Это тональная агнозия. (О.Сакс, стр. 119).

Так вот задача психолога состоит в том, чтобы растянуть свое восприятие к концам колокола, ориентируясь на способности и тех и других.

2006-03-21

Бондаренко Ирина Николаевна
Богатова Лариса Анатольевна

Тренеры НЛП, преподаватели ФППМ ВШК, психологи-консультанты


 

Термины

Невроз

Неврозы – группа нервно-психических расстройств. Главная причина – нарушение системы регуляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками (система взглядов) личности и внешней действительностью. Невроз сопровождается вегетативными проявлениями: мышечное напряжение, сердечно-сосудистые нарушения, тревога, подавленность, бессонница, головная боль и т.д., т.е. психосоматическими расстройствами, которые предшествуют органическим заболеваниям.

Психологический форум

Цитатник

Если мы берем что-то без разрешения - мы теряем, если отдаем - получаем, и по-другому быть не может.

Луиза Хей